N°170
20 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  20.11.2000
Минтимер Шаймиев: Конституцию России нельзя считать идеальной
версия для печати
Президент республики Татария Минтимер Шаймиев возглавил созданную при Государственном Совете группу специалистов, которая занимается разработкой концепции распределения полномочий между федеральным центром и регионами. О том, как, на его взгляд, должны строиться эти отношения в нынешней политической ситуации, г-н ШАЙМИЕВ рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" Елене ТАРАН.

-- Сегодня, выполняя решение президента России, многие регионы начали приводить свои законодательства в соответствие с федеральным. При этом концепцию того, как будут реально распределяться полномочия между регионами и центром, только начали разрабатывать.

-- Ведь жить-то нужно сегодня, сейчас. Процесс разграничения полномочий требует времени. А в условиях усиления вертикали власти урегулировать законодательства необходимо как можно скорее. Другой вопрос -- как это сделать. Мы, например, постоянно сталкиваемся с тем, что некоторые региональные законы более совершенны, чем общероссийские. Как быть в этом случае? И на этот вопрос необходимо ответить в рамках готовящейся концепции, чтобы последующие законы принимались с учетом опыта и интересов регионов, чтобы у нас были законы настоящей федерации.

Я что хочу сказать: проблема соответствия федерального и регионального законодательств стоит на повестке дня не очень большого числа субъектов Федерации. Более того, для многих регионов ее просто не существует. Да, этот вопрос остро беспокоит Татарстан, Башкортостан, некоторые другие республики, которые в отсутствие соответствующих федеральных законов брали на себя смелость принимать собственные, чтобы восполнить пробел. Кто активнее работал, тот сегодня и вынужден вносить больше поправок в свое законодательство. Такова политическая ситуация.

-- В этой связи как вы оцениваете работу согласительной комиссии, которая рассматривает спорные вопросы в законодательствах Татарстана и России?

-- Видите ли, сегодня ни в какой форме не решен вопрос о том, как нам поступить с теми федеральными законами, которые отстали от региональных, более продвинутых. Понимание по этим вопросам в центре существует, но движения, реальных действий пока нет. Не решено, например, в какой форме выходить с поправками на уровень Государственной думы. Это -- во-первых. Во-вторых, сама Конституция России требует усовершенствования, и эта проблема тоже не обсуждается. Не устанавливаются сроки ее изменения, не вносятся предложения. Разговоры идут, но сконцентрированного мнения я пока не услышал. Да, в конституциях республик есть много противоречий с федеральной, но и последнюю нельзя считать идеальной.

Например, в федеральной конституции должна быть норма о том, что отдельные законы (скажем, касающиеся чисто национальных интересов регионов) принимаются только на основе консенсуса в парламенте. Я имею в виду законы, затрагивающие проблемы языка, конфессиональной принадлежности, культурного развития. В данной ситуации решения не должны приниматься простым большинством, в таком случае никогда не будут соблюдены интересы отдельных народов, проживающих в России. Если кто-то из депутатов возражает, законопроект следует доработать или отклонить.

-- Даже если «против» всего один голос?

-- Это проблема регламента. А я говорю о норме, о ее закреплении в Конституции. Сколько времени мы не можем решить проблему паспортов, вернее, отдельной странички в паспорте для тех, кто проживает в национально-территориальных образованиях? В советские времена такая страничка была. И я уверен, что мы сможем убедить центр в том, что и сегодня она необходима. Это только один из примеров, когда мы сталкиваемся с несовершенством и федеральных нормативных актов. Чтобы таких "провалов" не было, нужна концепция распределения полномочий, над которой мы и работаем в рамках Государственного совета.

-- В одном из последних своих интервью вы заметили, что в условиях укрепления властной вертикали вопросы разграничения полномочий между центром и регионами становятся судьбоносными. Это не было некоторым преувеличением с вашей стороны?

-- А это на самом деле так. Почему до недавнего времени на местах принимались законы, в которых появлялись несоответствия с федеральным законодательством? Во-первых, центр не всегда оперативно реагировал на требования жизни, он опаздывал с принятием важных нормативных актов, а нам нужно было работать. А во-вторых, не было законодательно определено, что могут и чего не могут делать регионы, что может и чего не может позволять себе центр. Если бы такое разграничение существовало, то мы бы сегодня не занимались приведением местных законов в соответствие с общероссийскими. Первые не противоречили бы вторым, и наоборот.

Я не хочу кого-то в этом обвинять. За годы перестройки и реформ баланс регионов и центра в разные годы был неодинаковым. И в этот период принято много законов -- и в центре, и на местах, которые противоречат друг другу и даже Конституции. Ситуацию нужно было как-то приводить в норму. Именно поэтому на одном из первых заседаний президиума Государственного совета мы определили несколько главных вопросов, которые необходимо рассмотреть в первую очередь. К числу таких важнейших проблем, без сомнения, относится и концепция разграничения полномочий между центром и регионами.

По ходу обсуждения так получилось, что именно мне было предложено вести этот вопрос. И знаете, проблема оказалась настолько всеобъемлющей, что многие другие больные направления, которые курируют мои коллеги по Государственному совету, опять же упираются в необходимость скорейшего распределения полномочий между центром и регионами. Именно поэтому я называю данный вопрос судьбоносным. Сможем найти варианты его решения -- намного легче будут решаться и другие проблемы.

-- С момента первого заседания Госсовета РФ прошло около двух месяцев. Рабочая группа готова обнародовать свои предложения?

-- В понедельник состоится очередное заседание рабочей группы, и мы, вероятно, уже сможем предложить первый вариант концепции разграничения полномочий между центром и регионами. А на заседании Государственного совета, которое состоится 22 ноября, мы должны проинформировать, как идет работа по каждому направлению. Мне предстоит выступить с информацией о том, к каким выводам пришла наша рабочая группа. В дальнейшем этот вопрос будет специально обсуждаться на президиуме Госсовета. В первом квартале, по моим прогнозам, этот документ можно будет рассматривать и на заседании Госсовета. Вопрос этот очень серьезный, важный...

-- Болезненный?

-- Сами процессы неурегулированности взаимоотношений между центром и регионами -- болезненные. Я бы сказал так, что та работа, которой мы сейчас занимаемся, -- это профилактика, это необходимое лечение, чтобы в дальнейшем никто не "болел".

Что уже сегодня можно сказать о концепции? Мы должны принципиально определиться с исключительными полномочиями федерального центра и с исключительными полномочиями регионов, в которые ни при каких обстоятельствах стороны бы не вмешивались. И это распределение необходимо законодательно закрепить. Нам бы хотелось, чтобы исключительных полномочий как у центра, так и у регионов было как можно больше. А предметов совместного ведения должно быть, соответственно, как можно меньше. Потому что все противоречия, все проблемы возникают именно по поводу так называемых предметов совместного ведения. В реальной жизни получается так, что какая-либо из сторон пытается доминировать в том или ином вопросе. При выяснении отношений выходит, что вроде бы каждый прав. Я понимаю, что в реальной жизни не обойтись без предметов совместного ведения. Тогда необходимо разработать механизм разрешения спорных ситуаций.

-- Минтимер Шарипович, нравится нам это или нет, но уже существуют правовые документы -- законы, договора, в которых функции центра и регионов определены. Каким образом Государственный совет, его президиум могут повлиять на эти нормативные акты?

-- Я полагаю, что придется выбрать один из двух путей: или вносить поправки в уже существующие федеральные законы, касающиеся федерального устройства, или принимать совершенно новые законы. Проекты этих документов мы и должны предложить. Именно поэтому я говорю о том, что начатая нами работа -- не одного дня, что мы сможем о ней реально доложить только в первом квартале будущего года. Скорее всего двигаться придется поэтапно. Мы должны будем сказать, какие шаги необходимо предпринять в ближайшее время, а какие -- чуть позднее. Если нам сообща удастся проделать этот путь, то проблема взаимоотношений центра и регионов будет во многом решена.

В распределении полномочий сегодня заинтересованы обе стороны. Мы не должны долго спорить, нужно законодательно расписать: что закреплено за центром, что -- за регионами, а за что придется отвечать вместе.

Знаете, что еще очень важно? Принципы, которые лягут в основу концепции, могут быть применены и к распределению полномочий между региональной властью и органами местного самоуправления. Различия, конечно, будут, но "скелет" подготовленного нами документа можно использовать и при разрешении противоречий на более низком уровне власти.

На мой взгляд, принятие концепции приведет прежде всего к внесению поправок в ныне действующий федеральный закон о разграничении полномочий между центром и регионами. Этот закон сегодня несовершенен, потому что он недооценивает роли договоров. Нет такого федеративного государства, где бы ни возникала необходимость договорного урегулирования вопросов. Это происходит в различных формах -- в форме договора, соглашения, протокола. Но всегда есть бумага, на которой зафиксированы по необходимости права и обязанности сторон. Сегодня рабочая группа изучает опыт многих и многих стран с федеративным государственным устройством, поэтому я с такой уверенностью говорю об этом.

Федерация -- очень сложный механизм. Не так просто совместить самостоятельность регионов с интересами центра. Тем более непросто сделать эти интересы всеобщими. Особенно в условиях нынешней России, которая является федеральной не только по территориальному признаку. Нельзя не учитывать национальный фактор. Ситуация осложняется тем, что все субъекты отличаются друг от друга. Именно поэтому мы должны скрупулезно расписать: какова роль договоров, что в них необходимо зафиксировать. Мы должны определить и порядок принятия законов по предметам совместного ведения. Причем необходимо найти такую форму принятия этих законов, чтобы учитывалась и точка зрения регионов.

Возможно, я на это надеюсь, сам Государственный совет будет иметь возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов, касающихся государственного устройства России. И при этом не ущемлять права Государственной думы. Есть такой опыт в Германии, где создан бундесрат, в котором представлены все земли. Этот орган имеет право высказывать свое мнение по общефедеральным и региональным законам, которые затрагивают интересы большей части населения. Я не хочу сказать, что нужно копировать в полном объеме опыт бундесрата, это только один из примеров.
Беседовала Елена ТАРАН

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  20.11.2000
Основной закон вырастает сам по себе
В среду члены Госсовета отчитаются в проделанной работе. В частности, президент Татарстана Минтимер Шаймиев доложит о том, как нам юридически обустроить Россию. Российской Конституцией недовольны практически все. Одни - влиятельные руководители регионов - считают ее нормы менее совершенными, чем местные законы, принятые под их собственным руководством. Другие - федеральные политики - не видят в имеющемся конституционном поле серьезных ресурсов для объединения правового пространства страны. >>
  • //  20.11.2000
Церковь и государство пытаются выяснить отношения
Минувшая неделя оказалась на удивление «теологической». Началась она с Межцерковного миротворческого форума, собравшего под одной крышей представителей четырех традиционных для России религий. А закончилась конференцией «Церковно-государственные отношения на рубеже веков», в которой приняли участие представители администрации президента, Московской патриархии, правительства, ученые. >>
  • //  20.11.2000
В Рязани главное для политика -- быть не впереди, а на плаву
Если сказать, что тихая провинциальная Рязань готовится к новым политическим потрясениям, это было бы неверно. Конечно, намечающиеся в декабре губернаторские выборы - событие для области выдающееся. Особенно если учесть, что борьба на них должна развернуться нешуточная: на кресло областного головы претендуют больше десяти кандидатов, в том числе и ныне действующий губернатор Вячеслав Любимов, выдвиженец КПРФ. Однако местные наблюдатели к предстоящим политическим баталиям относятся равнодушно. >>
  • //  20.11.2000
Прокуратура Санкт-Петербурга в конце минувшей недели согласилась, наконец, прокомментировать скандальную ситуацию, связанную с обыском в главном офисе Промстройбанка и вызовом на допрос вице-премьера Алексея Кудрина. Как уверяют следователи, два этих события не имеют никакого отношения друг к другу и проводились в рамках разных уголовных дел. >>
  • //  20.11.2000
У Ющенко с Касьяновым не получилось
После того как переговоры российского и украинского премьер-министров - Михаила Касьянова и Виктора Ющенко - об урегулировании долгов за газ в Москве закончились практически ничем, Леонид Кучма решил снова обратиться за поддержкой к Владимиру Путину. >>
  • //  20.11.2000
Президент республики Татария Минтимер Шаймиев возглавил созданную при Государственном Совете группу специалистов, которая занимается разработкой концепции распределения полномочий между федеральным центром и регионами. О том, как, на его взгляд, должны строиться эти отношения в нынешней политической ситуации, г-н ШАЙМИЕВ рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" Елене ТАРАН. >>
  • //  20.11.2000
27-30 октября 2000 года ВЦИОМ провел по выборке, представительной для взрослого населения Федерации, опрос-интервьирование 1600 россиян. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную думу России, за какую из следующих партий, блоков вы бы проголосовали или вы пришли бы на выборы и проголосовали «против всех»?» >>
  • //  20.11.2000
Партия самоуправления трудящихся, созданная в 1994 году по инициативе Святослава Федорова, провела в субботу внеочередной съезд - первый после трагической гибели своего лидера. Первое, что сделали делегаты, - переименовали организацию и избрали нового лидера. >>
  • //  20.11.2000
18 ноября на 101-м году жизни скончался Илья Григорьевич Старинов, один из организаторов отечественного спецназа. >>
  • //  20.11.2000
«Газпром-Медиа» и «Медиа-Мост» распределили роли в мирном соглашении
В очередной раз «Медиа-Мост» и «Газпром-Медиа» вроде договорились, подписав 17 ноября Соглашение об урегулировании, согласно которому определено, что и в какие сроки получит «Газпром» от медиаимперии Владимира Гусинского. Неожиданностью этот факт стал для многих, но только не для самих представителей давно конфликтующих сторон. >>
  • //  20.11.2000
Демократическая революция в России давно закончилась. Так решил в минувшие выходные очередной съезд Республиканской партии и призвал всех демократов к скорейшему объединению. В противном случае, по мнению республиканцев, на нынешнем этапе развития страны демократы рискуют исчезнуть с политической сцены. >>
  • //  20.11.2000
Новый таможенный тариф будет утвержден
Окончательный вариант нового таможенного тарифа России будет обсуждаться сегодня на правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. 7 сентября проект тарифа, подготовленный Государственным таможенным комитетом и Министерством экономического развития и торговли, был одобрен правительством. >>
  • //  20.11.2000
Россия достаточно богата для возврата долгов
Делегация МВФ, скорее всего, покинет Москву с пустыми руками. Субботу и воскресенье эксперты фонда во главе с Жераром Беланже провели в коридорах российской власти - в Минфине и Центральном банке. Переговоры, однако, так и не приблизили Россию и МВФ к заключению нового соглашения о сотрудничестве. >>
  • //  20.11.2000
Южнокорейский сухогруз «Асахи хоуп», несколько дней назад севший на мель в двух километрах от сахалинского порта Шахтерск, подвергся мародерскому нападению. >>
  • //  20.11.2000
Спасательные службы Дальневосточного морского пароходства и МЧС России успешно завершили в Беринговом море длившуюся три недели поисковую операцию. Именно столько времени понадобилось, чтобы обнаружить пропавшую еще 28 октября баржу «Меридиан», на борту которой находились несколько тонн продовольствия и сопровождавший груз матрос Иван Щур. >>
  • //  20.11.2000
Адвокат Анатолий Кучерена, защищавший Тамару Рохлину, осужденную к восьми годам лишения свободы по обвинению в убийстве своего мужа - генерала Льва Рохлина, намерен завтра направить жалобу на вынесенный судебный приговор в вышестоящий Московский областной суд. >>
  • //  20.11.2000
Известный дагестанский политик, бывший депутат народного собрания, лидер национального движения лакского народа «Кази-Кумух» Магомед Хачилаев скончался вчера утром в Махачкале. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика