N°169
17 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  17.11.2000
И суп овощной оказался неплох
На выставке Марии Чуйковой экспонаты пробовали на вкус

версия для печати
Художница Мария Чуйкова работает с насущными вещами. Уже несколько лет она устраивает акции, во время которых кормит благодарных зрителей собственноручно приготовленными яствами, как правило, самыми простыми -- борщами, пельменями, супами. Супу, непременному блюду русских и советских, семейных и общепитовских обедов, посвящена новая выставка Чуйковой, открывшаяся в «TV-галерее» и озаглавленная «Рецептуры. Тело супа. Звуки супа».

Во главе большого стола, накрытого посреди галереи, Маша Чуйкова, облаченная в нарядную и уютную китайскую пижаму, наделяла собравшихся тарелочками супа, который черпала из монументальной бурлящей кастрюли. Трапеза, несмотря на зажженные свечи и нарядные тарелки с зеленью, напоминала не столько светский прием, сколько пиршество на коммунальной кухне (кто-то вспомнил даже благотворительную раздачу бесплатных супчиков для нищих). В соседних с «трапезной» помещениях располагались собственно инсталляции. На видеоэкране возникали фигурки зверюшек, сделанные из овощей и прочих пищевых продуктов: трогательные и обреченные на съедение или печальное прозябание на опустошенных блюдах крокодильчики из огурцов, ежики из крутых яиц и жирафы из морковок, жертвенные животные неизбывных праздничных «оливье». В расставленных в ряд семи огромных и видавших виды кастрюлях утробно булькала и урчала «музыка супа» -- реальные звуки готовки, выстроенные в настоящую музыкальную пьесу композитором Сергеем Загнием. Пьедесталами для этих звучащих монументов кухни служили философские книжки издательства Ad marginem. В другом зале эти же книжки -- Ямпольский и Деррида, Рыклин и Беньямин -- висели на бельевых веревках, отбрасывая на пол видеопроекционную «тень»: жарящиеся на вертелах сосиски. Плоды умственной работы уравниваются с итогом кулинарных усилий, подобно тому, как уравнивает готовку и мышление народное выражение «башка варит».

Разумеется, работы Чуйковой имеют непосредственное отношение к «феминистическому» искусству. Художница с иронической покорностью берет на себя традиционную роль женщины-домохозяйки, почти что героини рекламных роликов, для которой «вкус к творчеству» сводится к увлеченному колдовству вокруг плиты. Женщины, с одной стороны, целиком посвятившей свою жизнь заботе о мужчине, и в то же время безо всякой почтительности относящейся к символам мужской культуры и воздвигающей свои кастрюли на постамент из книг. Трапезы Маши Чуйковой происходят не в публичном и светском пространстве, где женщине следует «блистать», а в приватном, где хозяйке положено хлопотать.

Но работа Чуйковой -- не только про социальные аспекты еды. Готовка для нее -- своего рода бытовая алхимия. Суп, самое «бесформенное» блюдо, превращается в бурлящую магму, в которой растворяются любые брошенные туда природные «первоэлементы». Сама художница говорит, что готовка для нее -- почти что акт творения мира. Звуки супа оказываются архаической и утробной «музыкой сфер».

P.S. Что касается самого супа, он был очень вкусным: с тыквой, белым вином и тертым сыром.
Ирина КУЛИК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.11.2000
В «Геликон-опере» прошел фестиваль музыки Эрнста Кшенека
Ровесник века, Эрнст Кшенек прожил долгую жизнь - девяносто один год. К концу ее он вкусил все положенные композитору-патриарху радости - фестивали, юбилеи, приглашение в Дармштадт, цитадель послевоенного авангарда, монополизированную славу автора первой джазовой («Джонни наигрывает», 1926) и первой додекафонной («Карл V», 1933) опер... Одну из опер Кшенека взялись поставить на московском фестивале, проведенном на сцене «Геликон-оперы» в честь столетия композитора. >>
  • //  17.11.2000
Издатели не теряют надежды создать "русскую Хмелевскую"
Восемнадцать лет назад из зелененького сборника "Современный польский детектив", от которого никто ничего особо не ждал, выпорхнула героиня повести Иоанны Хмелевской "Что сказал покойник". Тезка автора - эдакая «кошелка» на грани сороковника - оказывалась в эпицентре невероятных приключений. Неудивительно, что "Покойник" пани Иоанны и поныне является объектом для подражания, стимулом для отечественных издателей: неужто не может собственных Хмелевских российская земля рождать? >>
  • //  17.11.2000
Театральная премия «Хрустальная Турандот» переносится на май 2001 года
По случаю юбилейной, десятой по счету, церемонии вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», назначенной на 11 декабря 2000 года, учредители затеяли внести в дизайн наградной статуэтки некоторые изменения. Они решили сделать ее «ближе к сценографии вахтанговского спектакля, впервые представившего Турандот России». З >>
  • //  17.11.2000
На выставке Марии Чуйковой экспонаты пробовали на вкус
Художница Мария Чуйкова работает с насущными вещами. Уже несколько лет она устраивает акции, во время которых кормит благодарных зрителей собственноручно приготовленными яствами, как правило, самыми простыми - борщами, пельменями, супами. Супу, непременному блюду русских и советских, семейных и общепитовских обедов, посвящена новая выставка Чуйковой, открывшаяся в «TV-галерее» и озаглавленная «Рецептуры. Тело супа. Звуки супа». >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика