N°142
09 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  09.10.2000
Ричард Батлер: «Я шпион? Глупости!»
версия для печати
При имени этого человека российские политики морщатся, а иракцы приходят в бешенство, считая его виновником многих бед. В июле 1997 года австралиец Ричард Батлер возглавил ЮНСКОМ (UNSCOM) -- спецкомиссию ООН по разоружению Ирака. В декабре 1998 года именно от него зависело, начнут ли Великобритания и США массированную бомбардировку Ирака. Утверждение Батлера, что иракцы не желают разоружаться, стало сигналом к операции «Лис в пустыне» -- новой военной акции Запада против Ирака, из-за которой инспектора по разоружению надолго покинули эту страну. Сегодня г-н Батлер, оставив пост главы ЮНСКОМ, живет в Нью-Йорке и входит в престижный частный Совет по международным делам, с ним продолжают советоваться по иракским проблемам. Корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила Ричарда БАТЛЕРА, чем его так раздражает иракский режим.

-- Когда с Ирака снимут санкции?

-- Они и так все слабее, их контрабанда размывает: из Ирака через Турцию, через Персидский залив. Кстати, я хотел бы спросить, не вас, конечно. Есть данные о том, что несколько месяцев назад на Украине побывали иракцы, заключившие там сделку -- не с украинцами, заметим, а с российскими промышленниками -- о восстановлении своего военного потенциала. Это правда? Если да, не нарушение ли это санкций, запрещающих военные поставки в Ирак? Да еще со стороны постоянного члена СБ ООН, установившего их? Речь о контракте на 100 млн долларов по ремонту иракских танков и самолетов, других видов вооружения. Это серьезно.

-- Все-таки, когда Совет Безопасности ООН официально отменит санкции?

-- Не думаю, что скоро. Сначала в соответствии с резолюцией СБ ООН №1284 должны возобновиться инспекции по разоружению Ирака. Иракцы не хотят принимать новую комиссию во главе с Хансом Бликсом. Россия же, имеющая на них влияние, не может их заставить. Более того, доказывает, что надо выступать только за такие инспекции, которые приемлемы для самих иракцев. Это беспрецедентно! Сотни стран ежедневно подвергаются инспекциям со стороны Международного агентства атомной энергии (МАГАТЭ) в соответствии с Конвенцией по запрещению химического оружия... Инспектируется и Россия. Но никто не требует изменить правила инспекций, признанные международным сообществом объективными! Или может, кому-то все равно, какого качества должны быть на этот раз инспекции в Ираке? Для галочки? Лишь бы на них согласился Ирак?

-- В Москве полагают, что и сама комиссия Бликса еще не готова...

-- Еще месяц назад Бликс сказал, что готов к работе в Ираке. Россияне просили его не заявлять о полной готовности. Убеждали, что рано. Почему Россия притормаживает работу комиссии Бликса?

-- Постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров утверждает, что в Ираке не осталось оружия массового поражения (ОМП -- Ред.)...

-- Совет Безопасности, Россия в том числе, принял доклад об этом и признал, что такое оружие там остается. Как Лавров может говорить это?! Его слова, произнесенные из политических соображений, глубокая неправда. Ваши граждане получают неверную информацию. В Ираке есть оружие массового поражения. Это не мнение, это факт.

-- Российские дипломаты ссылаются на недавние слова Мадлен Олбрайт. США, мол, оставляют за собой право нанести мощный удар по Ираку, если «он снова начнет создавать» ОМП. Выражение «снова начнет создавать» означает, что сейчас в Ираке ничего нет!

-- Российские дипломаты фразы трактуют, а я знаю факты. Произнесенное Олбрайт «build up» означает не создание на пустом месте, а увеличение объемов такого оружия. Когда я был шефом ЮНСКОМ, доходило до того, что г-н Лавров приходил в Совет Безопасности и обвинял нас в том, что мы сами ввезли в Ирак дозу «ви-экс» газа (VX -- нервно-паралитический газ, попадания незначительной его части не только в дыхательные пути, но и на кожу человека приводит к мучительной смерти -- Ред.). Да, в наших лабораториях в Ираке мы имели минимальное количество всех химических веществ: для анализов. Знаете, о каком количестве речь? О сотой доли грамма! Даже если я положу столько этого вещества себе в рот -- ничего не случится.

-- ЮНСКОМ была создана в 1991 году. Ее инспектора исколесили весь Ирак. И где же, по-вашему, еще остается смертоносное оружие?

-- Мы побывали всего на двух объектах, связанных с производством ОМП. На другие иракцы нас не пустили. Почему? Боялись, что мы что-то найдем! Два последних года в Ираке вообще не проводятся инспекции. Но и два года назад там много чего оставалось: неподотчетный объем ракетных технологий и ракетного топлива; наработки по ядерному оружию, которые иракцы отказываются предоставить МАГАТЭ; точно не подсчитанный объем химического оружия, газа «ви-экс», биологические программы уничтожения.

-- Все-таки, каковы объемы газа «ви-экс» в Ираке?

-- Два года назад было минимум 4 тонны. Может, больше. Мы обнаружили документы о его производстве в районе Мутаны (120 км к северо-западу от Багдада -- Ред.). Хотя точно никто не знает, где и сколько его в Ираке.

-- США постоянно бомбят Ирак, значит, есть риск разрушения этих лабораторий, и тогда опасное оружие поразит не только Ирак, но и его соседей -- хотя бы через реки Тигр и Евфрат? Некоторые российские эксперты считают, что, будь у Ирака это оружие, США бы поостереглись так бомбить его?

-- Это смешно. Во-первых, я не представляю США и не отвечаю за их бомбежки Ирака. Но показывать все в таком свете, будто бы США могут ошибиться в расчетах и разбомбить иракские лаборатории по производству «ви-экс» газа? Это, извините, слишком. Проблема в преступных, незаконных действиях Ирака по производству такого газа. Не будь этого, никто бы вообще ничего не бомбил!

-- Но запрещенное оружие производят и другие страны Ближнего Востока, хотя бы Израиль. Никто же не бомбит их за это?

-- Не все оружие массового поражения на Ближнем Востоке с равным рвением проинспектировано международным сообществом. Это правда, здесь имеют место двойные стандарты. Но тот факт, что Сирия, Израиль, Египет имеют такое оружие, никак не оправдывает содеянное Саддамом. Да, Ближний Восток вооружен до предела, нужно вести переговоры о превращении его в зону, свободную от ОМП. Я часто ставлю вопрос о ядерной мощи Израиля.

-- Вы критикуете российскую политику. А были ли у вас какие-то осложнения с американцами?

-- Я не припомню конкретно, но я часто не соглашался с американской точкой зрения и неоднократно принимал российскую. И все соглашались, что выносить решение должен был я как глава комиссии. Другое дело, когда кто-то, например россияне, разводит пропаганду. На нашу комиссию это влияло разрушительно. Было очевидно, что Ирак не желал с ней сотрудничать, а Россия иракцев поддерживала. Это было неправильно.

-- Иракцы обвиняют международных инспекторов по разоружению в шпионаже. Один из ваших подчиненных, Скотт Риттер, рассказывал, что члены комиссии передавали полученную информацию не только ООН, но и своим, а то и чужим правительствам. Вы видите разницу между шпионом и работником комиссии по разоружению Ирака?

-- Наша комиссия не была шпионской. Риттер ввел общественное мнение в заблуждение, а иракские обвинения -- часть пропаганды. Да, члены комиссии отчитывались перед собственными правительствами. Уверяю, делали это и российские инспектора. Они что, русские шпионы? Они шпионили в Ираке? Нет! Они выполняли работу по разоружению! Никакого шпионажа не было. А что вам говорили об этом иракцы?

-- Ну, они считают лично вас американским шпионом, несмотря на ваше австралийское происхождение...

-- Глупости какие-то.

-- Вам кто-либо пытался отомстить? Убить?

-- Я отказываюсь обсуждать вопросы личной безопасности.

-- Полтора года назад пресса сообщила о ваших обвинениях бывшему российскому премьеру и министру иностранных дел Евгению Примакову. Будто бы он за заключение тайной сделки с иракцами получил от них взятку.

-- Я никогда не говорил такого. Если ваша пресса все так представила, я рад исправить ошибку. Первым про эту историю написал Симо Хеш из журнала New Yorker. Я же сказал, что если это правда, то это плохо. Если российский министр получил от иракцев деньги, как же тогда Россия может здесь быть объективной? Как глава ЮНСКОМ я посещал Москву, и Примаков убеждал меня облегчить судьбу Ирака, процесс его разоружения. Я сделал все, что было в моих силах, не нарушая при этом закона. А позже одна западная спецслужба показала мне материалы с версией о том, что Примаков был проплачен иракцами: где-то на сотню тысяч долларов. Я не поверил и не раз возвращался к проверке этой информации, но каждый раз всплывали новые детали. Хотя я никогда не обвинял его. В любом случае, я бы хотел спросить россиян: что они думают о Саддаме? О человеке, который использовал химическое оружие против своего народа, лишь бы сохранить власть? Что они думают о своем правительстве, поддерживающем такого человека? Или проблема Ирака не обсуждается в России? Россия уже не супердержава, если сравнивать с США, но это большая сила, огромная территория и великая культура. Россия -- постоянный член Совета Безопасности ООН и должна им оставаться. То есть оставаться в числе тех, кто и вырабатывает законы, и следит за их выполнением. Но при таком статусе Россия несет большую ответственность за то, что происходит в мире и вокруг Ирака в частности.
Елена СУПОНИНА

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  09.10.2000
Столкновения в Палестине перерастают в настоящую войну
Обстановка в Израиле развивается по худшему сценарию. Вчера Тель-Авив нанес ракетные удары по югу Ливана, есть раненые. Так израильтяне отомстили за акцию поддерживаемой Сирией и Ираном ливанской организации «Хезболлах», боевики которой взяли в заложники троих израильских солдат, требуя обменять их на своих пленных в Израиле. «Это война», - говорят о происходящем израильтяне. >>
  • //  09.10.2000
В ООН рассказывают, что недавно вице-премьер Ирака Тарик Азиз столкнулся с Хансом Бликсом в коридоре и сделал вид, что не заметил его. Багдад в упор не видит новую комиссию ООН по разоружению Ирака под названием ЮНМОВИК и ее шефа Бликса, в прошлом главу МАГАТЭ. Рассудительный представитель нейтральной Швеции, он поначалу очень нравился россиянам. Теперь Москва снова недовольна. А иракцы и того пуще: «Бликсу не видать Багдада!» Но Ханс БЛИКС спокоен и уверен, что попадет в Багдад. >>
  • //  09.10.2000
При имени этого человека российские политики морщатся, а иракцы приходят в бешенство, считая его виновником многих бед. Ричард Батлер, бывший глава спецкомиссии ООН по разоружению Ирака, сейчас входит в престижный частный Совет по международным делам, с ним продолжают советоваться по иракским проблемам. Корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила Ричарда БАТЛЕРА, чем его так раздражает иракский режим. >>
  • //  09.10.2000
С падением Милошевича у «свободного мира» остается последнее «воплощение зла» -- Саддам Хусейн
За десятилетие, прошедшее после «холодной войны», в мировой политике появилось несколько хронических проблем, которые приобрели в глазах «цивилизованного мира» символическое значение столкновения сил «добра» и «зла», свободы и тоталитаризма. Одна из этих проблем, югославская, близка к революционному разрешению - Слободан Милошевич, благополучно переживший четыре войны, утратил поддержку собственного народа. Другая проблема такого рода - кажущийся уже безнадежным конфликт вокруг Багдада. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика