N°134
27 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ОЛИМПИАДА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  27.09.2000
На троих
Издана первая книга о выдающихся комиках

версия для печати
Книга писателя-сатирика Льва Лайнера «Веселая троица» -- о Вицине, Никулине и Моргунове. Именно так -- отсутствие имен-отчеств свидетельствует вовсе не о проявлении неуважения к этим безусловно выдающимся актерам. Просто именно в таком виде внедрились они в массовое сознание. Ни Трус-Балбес-Бывалый -- клички, придуманные явно впопыхах, для отмазки, ни несусветный кукрыникосоподобный ВиНиМор в обиходе так и не прижились. Но как ни называй этих трех актеров -- все равно без них народ неполный. Представить себе «мир советского человека» без необычного кросса, тренировки на кошках и кунаков влюбленного джигита не то что невозможно -- попросту жутко. Из талантливых артистов, создавших удачные киномаски в классических кинокомедиях, Никулин, Вицин и Моргунов стремительно превратились в феномен массовой культуры, безусловно нуждающийся в осмыслении и интерпретациях -- социальных, искусствоведческих, мифологических, наконец. Такие попытки уже были сделаны, например, в статье Олега Ковалова «Три источника и три составные части» -- работе спорной, но эмоциональной и обезоруживающей серьезностью культурологического подхода.

От книги Лайнера пристрастному читателю вряд ли стоит ждать серьезного анализа: «Веселая троица» -- не академическое исследование. Куда больше она похожа на пухлую папку газетно-журнальных вырезок о кумирах, старательно собранных преданным поклонником. Здесь собрано невероятное количество интервью и воспоминаний современников, биографических данных и рассказов о съемках, актерских баек и анекдотов, так или иначе относящихся к героям книги. Можно узнать, какие сцены были вырезаны из коротенького «Пса Барбоса» и как снимался эпизод распития пива в «Кавказской пленнице». Кто придумал колоть Моргунова огромным шприцем и как звучал первоначальный вариант песни самогонщиков («И пить будем, и гулять будем, а милиция придет -- угощать будем»). По сию пору восхитительно смотрится огромное тройное интервью газете «Неделя», в котором актеры отвечают на вопросы вроде «Случалось ли вам играть Деда Мороза или кого-нибудь из его окружения?» (Георгий Вицин признался, что в свое время исполнял роль Канители Елочной) или «Любите ли вы танцы?» (Моргунов: «Разве что от холода на остановке троллейбуса»). Оказывается, Моргунов был не прочь расширить трио до квартета с привлечением Алексея Баталова, любимый запах Вицина -- запах карандашей «Кохинор», а Никулин «категорически не танцует». Все эти бытовые подробности не имеют ничего общего с обывательским нахрапом нынешней светской хроники. «Нас родила эпоха» -- так ответил Вицин на вопрос о родословной троицы. А это значит -- в их случае важно все, даже самая непритязательная и смешная мелочь. Именно из таких мелочей книга в большинстве своем и состоит.

Юрия Владимировича Никулина и Евгения Александровича Моргунова уже нет в живых. Георгий Михайлович Вицин не снимается в кино, живет затворником и отказывается от интервью, предпочитая мирской суете сочинения Геродота и практику индийских йогов. Закончилась и эпоха, породившая их героев, -- и при желании можно найти разменявшего третий десяток индивидуума, ни разу не смотревшего «Бриллиантовой руки». На смену «веселой троице» пришли кумиры следующего поколения, в том числе и в комедии. Но никто из новоявленных калифов -- даже вполне симпатичные и обладающие национальными особенностями охотники-рыболовы, явно скроенные по гайдаевским лекалам, -- не в состоянии конкурировать с тремя джентльменами перманентной неудачи. Ни в стиле, ни в юморе, ни в достоверности. Ни -- пожалуй, самое главное -- в любви, которая выходит далеко за рамки обычного почитания кинокумиров. Никулина, Вицина и Моргунова не просто ценят. Их обожают трепетно, восторженно и немного покровительственно, как можно обожать в детстве добродушного дворового выпивоху в оттянутых трениках, гоняющего с малышней в футбол, или троюродного родственника, заполоняющего пространство семейного торжества своим огромным животом и из года в год рассказывающего за оливье один и тот же анекдот про чукчу. Даже превратившись в явление культуры, они остались по-настоящему живыми. Потому не стоит пытаться найти им замену: все уже украдено до нас. Тех, кто пройдет мимо, искренне жаль. А на долю остальных бамбарбии хватит.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.09.2000
Петербургская филармония открыла новый сезон в сильно обновленном составе. Практически полностью сменилось ее руководящее звено - на место директора пришел Юрий Шварцкопф, покинув аналогичную должность в Мариинском театре; его замом стал Леонид Сац из комитета по культуре; в Малый зал вернулась Валентина Азовская... Разъяснения нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ дал художественный руководитель филармонии Юрий ТЕМИРКАНОВ. >>
  • //  27.09.2000
Издана первая книга о выдающихся комиках
Книга писателя-сатирика Льва Лайнера «Веселая троица» - о Вицине, Никулине и Моргунове. Именно так - отсутствие имен-отчеств свидетельствует вовсе не о проявлении неуважения к этим безусловно выдающимся актерам. Просто именно в таком виде внедрились они в массовое сознание. >>
  • //  27.09.2000
Продолжается публикация автобиографической книги Солженицына
Сентябрьская книжка «Нового мира» вряд ли может быть сочтена принципиальной удачей редакции. Нет, уровня журнал, конечно, не теряет, но ничем особенным читателя не привораживает. Но если б и снизил журнал планку или, напротив, сумел раздобыть для номера отменные вещи, - все равно это не изменило бы сути. А суть в том, что в №9 «Нового мира» начата публикация второй части книги Александра Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». >>
  • //  27.09.2000
Вышел новый альбом группы "Ногу свело" -- "Бокс"
"Ногу свело" - одна из немногих постпанковских групп, которая попадала в попсовые тусовки, не теряя при этом лица и первобытной панковской свежести. Большинство песен с нового альбома "Бокс", как обычно, отчаянно неформатные с точки зрения московских радиостанций. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ