N°134
27 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ОЛИМПИАДА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  27.09.2000
Юрий Темирканов: Уверен, что деньги перестанут пропадать бесследно
версия для печати
Петербургская филармония открыла новый сезон в сильно обновленном составе. Практически полностью сменилось ее руководящее звено -- на место директора пришел Юрий Шварцкопф, покинув аналогичную должность в Мариинском театре; его замом стал Леонид Сац из комитета по культуре; в Малый зал вернулась Валентина Азовская; первым замом художественного руководителя назначен музыковед и лектор, профессор консерватории Леонид Гаккель. Разъяснения нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ дал Юрий ТЕМИРКАНОВ, по-прежнему занимающий пост художественного руководителя Петербургской филармонии.

-- Итак, поколение 40-летних менеджеров ушло, проработав чуть менее пяти лет. К власти пришли управленцы, возраст которых колеблется от 55 до 65 лет. Чем это вызвано?

-- Привлекая молодых, я надеялся, что они сумеют привнести в этот дом новые силы, современный подход к делу. В конце концов по разным причинам надежды мои не оправдались. Видимо, и в сорок лет люди еще не успели повзрослеть и набраться опыта для работы в таком старинном учреждении с давними традициями, как филармония. Те же, кто сегодня пришел сюда, имеют за плечами богатый опыт и зрелость -- эти качества нам и нужны.

-- Юрий Шварцкопф и Леонид Сац действительно имеют немалый управленческий опыт, но не в сфере концертной деятельности, а в театральном деле.

-- Так ведь и предыдущие директор с заместителем пришли из театра. Кроме того, в новом руководстве появился настоящий музыкант поразительного ума, таланта и образованности -- Леонид Евгеньевич Гаккель. С его помощью я хотел бы вернуть в филармонию высокоинтеллектуальную атмосферу времен Соллертинского. Я надеюсь, что теперь филармония станет его домом -- как и для меня, и для всех музыкантов, которые здесь работают. И он не просто, как раньше, будет вести разовые концерты, а станет заботиться о нашей художественной политике.

-- Найдутся ли у нового руководства финансовые возможности для реализации этой художественной политики?

-- Да, извечный вопрос, где взять деньги. Именно поэтому мы и пригласили Юрия Шварцкопфа. Его задача -- доставать деньги, чтобы воплощать наши творческие планы. Впрочем, мы и раньше находили финансирование под наши проекты и для помощи оркестру, но все добытые деньги каким-то странным образом исчезали.

-- Насколько мне известно, довольно большие деньги были истрачены на проведение фестиваля «Площадь Искусств», который прошел в канун Нового года.

-- Но ведь предполагалось, что и фестиваль, и рождественский бал в Юсуповском дворце мы устраиваем, чтобы заработать деньги! Я очень на это рассчитывал: столы на балу стоили по 10 тысяч долларов каждый, и, по-моему, можно было собрать приличную сумму, но мы отчего-то оказались в убытке.

-- А сейчас у вас есть гарантии, что деньги перестанут исчезать?

-- Зная Шварцкопфа, я могу сказать -- да!

-- Новое руководящее звено филармонии -- это довольно высокооплачиваемые чиновники (по меркам, существующим в сфере культуры). Кажется, пришлось изрядно потрудиться, чтобы изыскать средства на их оклады. А у среднего звена служащих филармонии и оркестрантов оклады остались прежними, где-то между тысячей и двумя тысячами рублей. И это на фоне сокращающегося количества гастролей, где оркестр мог как-то подзаработать. Как будет решаться эта проблема?

-- Во-первых, замечу: мы сейчас живем при строе, в котором доходы разных групп населения поляризованы. Сократить разрыв в размерах окладов можно только с помощью серьезных и постоянных спонсоров. Мы будем стараться увеличить оклады оркестрантов. Оркестр, знаете ли, организм чувствительный, особенно к несправедливости.

-- Проблема денег -- неизбывная для всей отечественной культуры. Уже никто не затевает широкомасштабных художественных проектов, к нам перестали приезжать крупные музыканты, известные зарубежные оркестры. А ведь кроме нашего оркестра и нашей питерской музыкальной среды на свете существует масса интересного. Намеревается ли филармония как-то выправлять положение, восстанавливать связи с общемировым музыкальным процессом?

-- У меня иной взгляд на положение вещей. Я не считаю, что в филармонии в последние годы совсем не было интересных концертов. Если внимательно изучить абонементные книжки нынешнего сезона, то там можно найти имена Давида Герингаса, одного из лучших виолончелистов в мире, замечательного скрипача Бориса Белкина. В Большом зале филармонии будет дирижировать Пааво Берглунд, на фестиваль «Площадь Искусств» приедут Геннадий Рождественский, Женя Кисин, уже многие годы не посещавший страну, китайский пианист Ланг Ланг -- я уверен, его игра станет для петербургской публики приятным сюрпризом. И в прошлые сезоны в филармонии выступало немало ярких музыкантов -- дирижер Неэме Ярви, например.

-- Это верно, но по-настоящему хорошие концерты случаются все реже и реже. Я еще помню времена, когда к нам приезжали оркестры из Великобритании, Франции, Америки, Японии...

-- В те времена гастролями занималось государство. Так что и подобные вопросы адресуйте не ко мне, а к государству.

-- Нельзя же все привычно сваливать на государство. В Америке, например, государство культуру вообще никак не поддерживает.

-- Не забывайте, в Америке, в отличие от нашей страны, живет много богатых людей с достаточным запасом культуры, позволяющим осознать, что на академические жанры стоит давать деньги.

-- А еще там при каждом оркестре состоит по 30 человек, занимающихся поисками денег. А работа со спонсорами -- дело, требующее специальной подготовки, знаний и времени. У нас же в филармонии отдела общественных связей пока как такового нет.

-- Нет, так будет. Я лично, в отличие от прошлых лет, сегодня смотрю в будущее с оптимизмом. И надеюсь, что новая команда укрепит и поднимет престиж филармонии.
Беседовала Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.09.2000
Петербургская филармония открыла новый сезон в сильно обновленном составе. Практически полностью сменилось ее руководящее звено - на место директора пришел Юрий Шварцкопф, покинув аналогичную должность в Мариинском театре; его замом стал Леонид Сац из комитета по культуре; в Малый зал вернулась Валентина Азовская... Разъяснения нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ дал художественный руководитель филармонии Юрий ТЕМИРКАНОВ. >>
  • //  27.09.2000
Издана первая книга о выдающихся комиках
Книга писателя-сатирика Льва Лайнера «Веселая троица» - о Вицине, Никулине и Моргунове. Именно так - отсутствие имен-отчеств свидетельствует вовсе не о проявлении неуважения к этим безусловно выдающимся актерам. Просто именно в таком виде внедрились они в массовое сознание. >>
  • //  27.09.2000
Продолжается публикация автобиографической книги Солженицына
Сентябрьская книжка «Нового мира» вряд ли может быть сочтена принципиальной удачей редакции. Нет, уровня журнал, конечно, не теряет, но ничем особенным читателя не привораживает. Но если б и снизил журнал планку или, напротив, сумел раздобыть для номера отменные вещи, - все равно это не изменило бы сути. А суть в том, что в №9 «Нового мира» начата публикация второй части книги Александра Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». >>
  • //  27.09.2000
Вышел новый альбом группы "Ногу свело" -- "Бокс"
"Ногу свело" - одна из немногих постпанковских групп, которая попадала в попсовые тусовки, не теряя при этом лица и первобытной панковской свежести. Большинство песен с нового альбома "Бокс", как обычно, отчаянно неформатные с точки зрения московских радиостанций. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ