N°124
13 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  13.09.2000
О чем молчат интернет-брокеры
версия для печати
Повышенный интерес к модной теме интернет-трейдинга вызвал волну публикаций, которые, по мнению специалистов, окончательно запутали аудиторию. Как считает исполнительный директор московского офиса Natinvest Securities Иван Ситников, произошло элементарное смещение понятий. Того, что во всем мире подразумевается под термином «интернет-брокер», в России просто нет. А те, кто на нашем рынке начинает предлагать брокерские услуги через Интернет, пытаются создавать системы «прямого доступа», появившиеся на Западе пару лет назад. Однако в силу специфики наших условий (отсутствия законодательной и технологической базы) на самом деле интернет-брокер по-российски -- это скорее некий гибрид интернет-брокера (то есть посредника между клиентом и рынком) и системы "прямого доступа" (когда клиент напрямую работает на рынке). Как этот гибрид будет развиваться, зависит от того, насколько четко участники российского рынка будут представлять себе, что же на самом деле представляет собой интернет-брокер.

В свое время интернет-брокеры появились в США как альтернатива брокерам традиционным. Предложив своим клиентам фиксированные комиссионные, они совершили настоящую революцию: в отличие от российского рынка в Америке принято платить за транзакцию, и крайне заманчиво, когда комиссионные не зависят от суммы сделки (будь то 1 тыс. долл. или 100 тыс. долл.). Однако как и традиционный брокер, интернет-брокер только собирает заявки, чтобы потом передать их (за фиксированную плату) так называемому маркет-мейкеру, размещающему их на рынке. Именно в этой нише брокер и маркет-мейкер создают ту невидимую составляющую своего гонорара, которая и является их основным доходом.

По словам специалистов, когда интернет-брокер заявляет, что берет с клиентов всего 8 долл. комиссионных, -- это чистая реклама. За время от подачи клиентом заявки до ее исполнения он с помощью маркет-мейкера успеет купить заказанные клиентом бумаги чуть дешевле и продать их чуть дороже. Кроме того, многие из них грешат тем, что пресловутые 8 долл. комиссионных берут, только если клиент проведет определенное количество сделок. Если их будет, например, меньше 100 в месяц, комиссионные будут больше. Не говоря уже о скрытых комиссионных, о которых клиент не знает.

Существует и масса технических проблем, сознательно замалчиваемых. Массированная рекламная кампания сыграла с интернет-брокерами злую шутку: они просто не справляются с притоком клиентов. Поэтому вынуждены, рекламируя одно, на деле предлагать совсем другое. Зачастую возникают ситуации, когда клиент дает приказ на покупку определенных ценных бумаг по определенной цене и получает ответ, что этот приказ не прошел. Повторный приказ -- тот же ответ. Третий приказ -- и вдруг оказывается, что все три приказа прошли. Или клиенту присылают официальный отчет, и он видит, что либо приобрел меньше бумаг, либо вообще не приобретал тех бумаг, которые заказывал. По американской статистике, этим грешат 50% интернет-брокеров.

Онлайновым брокерам очень трудно дозвониться. Предположим, у вас сбой в системе, вам надо срочно закрыть позицию. Единственное средство связи в этом случае телефон. Вы звоните и слышите сакраментальное «ждите ответа». С момента, когда вы дозвонились, до момента, когда вас соединят с оператором, обычно проходит от 12 до 26 минут (у такой солидной фирмы, как Charles Schwab). Это усугубляется тем, что услуги онлайновых брокеров, как правило, деперсонифицированы. Клиент общается с машиной, задающей стандартные вопросы и предлагающей стандартные ответы. И нужно пройти не один раунд таких переговоров, прежде чем вас соединят с человеком, который сможет что-нибудь объяснить.

Системы прямого доступа вроде бы позволяют избежать многих из этих подводных камней. По идее они исключают посредника между клиентом и рынком. Клиринговая компания выводит клиента непосредственно на рынок, минуя брокера. При этом с момента выставления клиентом заявки до ее исполнения проходят десятые доли секунды. Но это, как говорится, там, у них. В России ни одна из систем интернет-трейдинга напрямую вывести клиента на рынок не может. В силу многих причин, в частности законодательных. Поэтому большинство проблем, связанных с услугами интернет-брокера, остаются. Кроме того, к ним добавляются проблемы чисто российские: узость клиентской базы; практическое отсутствие малых корпоративных клиентов, которые являются главным двигателем этого бизнеса в других странах; дефицит грамотных менеджеров.

Поэтому пока, по мнению управляющего партнера компании ARRAVA Internet Management Ильи Пономарева, большинство проектов интернет-бизнеса в России служат либо для отмывания денег, либо для ухода от налогов (поскольку любая электронная биржа приравнивается у нас к СМИ и не платит НДС), либо для проведения PR-кампаний, рассчитанных главным образом на инвесторов.
Марина БОРИСОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.09.2000
Правительство завернуло закон об обязательном страховании автогражданской ответственности
Спустя почти полгода Дума вернулась к страховой тематике: на суд общественности вновь был представлен законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Хотя депутатов из фракций -- противниц принятия законопроекта на слушаниях замечено не было, идиллии не получилось: замминистра финансов Михаил Моторин, как и предсказывали разработчики документа, огласил отрицательное заключение правительства. >>
  • //  13.09.2000
Производству «курительных изделий» госмонополия не угрожает
Единственным сторонником введения государственной монополии на производство и оборот табака и табачных изделий на вчерашних парламентских слушаниях, посвященных этой теме, показал себя Владимир Жириновский. Он же был единственным, кто оживил дискуссию своей сбивчивой и страстной речью. Прочие ораторы с цифрами в руках разъясняли полную абсурдность инициативы нескольких депутатов, в очередной раз внесших проекты законов «О государственной монополии на оборот табачных изделий» и «О государственной монополии на производство и оборот табака и изделий из него». >>
  • //  13.09.2000
Ее сменил «Евроазхолдинг»
Арбитражный суд Кемеровской области прекратил вчера последнюю серьезную тяжбу в деле о банкротстве Западно-Сибирского металлургического комбината. Альфа-банк отозвал апелляционную жалобу на назначение внешним управляющим комбината Анатолия Смолянинова. Теперь будущее предприятия стало вполне определенным -- Сибирская горно-металлургическая компания (СГМК), за которой стоит «Евроазхолдинг», беспрепятственно продолжит управление комбинатом. >>
  • //  13.09.2000
Вчера состоялось собрание акционеров ОАО «Кузнецкие ферросплавы», созванное по инициативе «Группы МДМ». Ей принадлежит, по собственному утверждению, 50,3% акций завода, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы получить большинство мест в совете директоров предприятия. >>
  • //  13.09.2000
Балтийскую систему велено построить быстро
Балтийская трубопроводная система начнет работать уже в будущем году. По оценкам экспертов, в настоящее время Россия теряет до 1,5 млрд долларов от транспортировки различных грузов через порты в Прибалтике. Транзит российского сырья дает 25% доходов бюджетов Латвии и Эстонии. Кроме того, как уверяют в Белом доме, вопрос реализации БТС важен с точки зрения экономической безопасности: России, имеющей собственный нефтеналивной порт, никто не сможет навязывать невыгодные условия по экспорту. >>
  • //  13.09.2000
Начался передел частот сотовой связи
Крупнейшие сотовые операторы Москвы -- «Вымпелком» (торговая марка "Би Лайн") и «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) -- вчера выразили недоумение по поводу изъятия части закрепленных за ними радиочастот. Две компании жестко конкурируют между собой и поэтому чрезвычайно редко сходятся во взглядах на какую-либо проблему телекоммуникационного бизнеса. Их неожиданную солидарность спровоцировали полученные обеими компаниями уведомления Госсвязьнадзора об аннулировании выданных им ранее разрешений на использование некоторых частот в диапазоне 900 МГц. >>
  • //  13.09.2000
Иностранным инвесторам в России мешают нестабильные правила игры
Одно из ведущих европейских финансовых изданий -- Euromoney -- организовало в Москве традиционную конференцию для инвесторов -- на этот раз она называлась «Россия: возможности в новой эпохе». Выступавшие на форуме представители крупнейших мировых банков, западных и российских корпораций отметили значительное улучшение состояния российской экономики после кризиса, но посетовали на огромный уровень затрат при ведении бизнеса в России из-за постоянно меняющихся правил игры. >>
  • //  13.09.2000
Российские интернет-компании расширяют материальную часть
Компании -- разработчики содержания Рунета серьезно занялись его реальной инфраструктурой. Вчера один из лидеров рынка Port.ru, снискавшая первую известность системой бесплатной электронной почты Mail.ru, подписала соглашение с мировым лидером компьютеростроения, компанией IBM, о поставках 130 серверов Netfinity на общую сумму 1 млн долл. >>
  • //  13.09.2000
De Beers остается лидером рынка
Вчера в Москве южноафриканская корпорация De Beers представляла в присутствии ее российских партнеров новую маркетинговую стратегию. Как заявил на презентации исполнительный директор корпорации Гэри Рейф, De Beers не собирается сдавать свои позиции на рынке: она по-прежнему привержена принципу сохранения стабильности рынка и повышения уровня цен на алмазы. >>
  • //  13.09.2000
Повышенный интерес к модной теме интернет-трейдинга вызвал волну публикаций, которые, по мнению специалистов, окончательно запутали аудиторию. Как считает исполнительный директор московского офиса Natinvest Securities Иван Ситников, произошло элементарное смещение понятий. Того, что во всем мире подразумевается под термином «интернет-брокер», в России просто нет. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама