N°124
13 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  13.09.2000
Седьмая "Карта"
Произведения Малевича и Кандинского приехали в Москву из Краснодара

версия для печати
Это уже седьмая экспозиция в некогда учрежденном Третьяковкой выставочном цикле "Золотая карта России". Устроители стремятся преодолеть некоторую монотонность проекта, вычленяя из собраний российских провинциальных музеев отдельные темы или разделы. Поначалу в Москву привозили только живопись, потом дело дошло до графики, икон и скульптуры. Тульский музей демонстрировал исключительно западноевропейское искусство прошлых веков. Последовавшая за этим нынешняя выставка Краснодарского краевого художественного музея посвящена русскому авангардному искусству 1910--1920 годов.

Сегодня в музее хранится около 9000 произведений. Он носит имя Федора Коваленко, местного собирателя, чьими усилиями в апреле 1904 года была создана Екатеринодарская картинная галерея: ее основу составили произведения русской реалистической школы, а также несколько копий с западноевропейских шедевров. После во всех смыслах революционных преобразований в начале 20-х на месте галереи возник Кубанский областной художественный музей имени Луначарского (сам Анатолий Васильевич посетил Краснодар в 1926 году и остался очень доволен музеем собственного имени).

Существованием ныне показываемой в Москве коллекции авангарда музей обязан искусствоведу Ромуальду Войцику. Выпускник столичного университета, он возглавил музей в 1924-м (впрочем, при нем приобретались и древнерусская живопись, и западноевропейские подлинники XVIII -- XIX веков, экспонаты поступали из Эрмитажа и из Исторического музея). При Войцике в краснодарскую коллекцию попали образцы новейших течений искусства ХХ века -- из Наркомпроса, Государственного музейного фонда, а также столичного Музея живописной культуры. Этот музей, просуществовавший только с 1919 по 1929 год (вторую половину срока -- в качестве отдела Третьяковской галереи), возглавляли Василий Кандинский, Александр Родченко, Петр Вильямс и другие мэтры. Некоторые их произведения по случаю выставки снова прибыли в Москву.

К началу 30-х произведения супрематистов и кубофутуристов стали плавно исчезать из музейных залов, перекочевывая в запасники: новое сталинское время требовало новых патриотических песен "о главном" в исполнении членов Ассоциации художников революционной России. Незавидная участь ждала и Ромуальда Войцика: в 37-м он был репрессирован. Его обвинили в создании международной террористической организации и... неадекватной оценке творчества предшественников АХРРа, российских художников-"передвижников". По словам Юрия Солодовникова, нынешнего замдиректора Краснодарского музея по науке, документальные материалы, посвященные сгинувшему где-то в Казахстане Войцику, стали появляться в музее только в самое недавнее время: в отсутствие родственников ознакомиться с делом реабилитированного директора в архивах ФСБ было очень непросто.

Выставку в Инженерном корпусе ГТГ открывают кубистические произведения Ивана Клюна и Самуила Адливанкина, "Супрематизм" (1915--1916) Казимира Малевича. Богато представлен "Бубновый валет" -- знаменитое российское объединение живописцев, следовавшее традициям французского искусства начала ХХ века (Петр Кончаловский, Александр Куприн, Илья Машков и другие). При всем несходстве живописного решения "Деревенские купальщицы" кисти Михаила Ларионова напоминают композиции Поля Гогена, а холст Наталии Гончаровой "Дровокол" под стать лучшим вещам художницы, хранящимся в самой Третьяковке. Из прочих имен наиболее заметна Александра Экстер -- ее "Ваза с цветами" (до 1913) сочетает конструктивность изображения с трепетной живописью, а также Борис Григорьев, Николай Милиоти, Сергей Судейкин. Графика обозначена всего двенадцатью вещами, зато здесь встречаются Шагал, Филонов и Чекрыгин.

Восьмой "золотой картой" Третьяковки в середине октября будет выставка из Перми -- одновременно с "Пермью Великой" в Историческом музее.

Выставка в Инженерном корпусе ГТГ (Лаврушинский переулок, 12) открыта до 8 октября.

Подпись:

Иван Пуни. Натюрморт, 1922
Сергей САФОНОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.09.2000
Погиб лучший нестоличный журнал России
Журнала «Волга» больше нет -- хотя редакция и «сохраняет за собой право на логотип вместе с надеждой на его возрождение». >>
  • //  13.09.2000
Произведения Малевича и Кандинского приехали в Москву из Краснодара
Это уже седьмая экспозиция в некогда учрежденном Третьяковкой выставочном цикле "Золотая карта России". Устроители стремятся преодолеть некоторую монотонность проекта, вычленяя из собраний российских провинциальных музеев отдельные темы или разделы. Нынешняя выставка Краснодарского краевого художественного музея посвящена русскому авангардному искусству 1910--1920 годов. >>
  • //  13.09.2000
Новая комедия «Дом Большой Мамочки» не блещет оригинальностью
Казалось бы, снять очень плохую и совершенно несмешную комедию не так-то просто -- слишком много этапов приходится пройти: написать сценарий, договориться с продюсером, подобрать актеров, снять, смонтировать, озвучить, выпустить в прокат... За это время сто раз успеешь одуматься, ну, в крайнем случае добрые люди остановят, если с самокритикой проблемы. Именно поэтому сам факт существования комедии «Дом Большой Мамочки» ставит в тупик. >>
  • //  13.09.2000
Знаменитый мюзикл сыграли на Бродвее в последний раз
«Сегодня и всегда» -- такие слова до недавнего времени красовались на афише мюзикла «Кошки», побившего рекорд бродвейского долголетия. Однако всему приходит конец... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика