N°109
23 августа 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  23.08.2000
Прометей приватизирующий
Павел Лунгин собирается снимать фильм по роману директора ЛогоВАЗа Юлия Дубова «Большая пайка»

версия для печати
В издательстве «Вагриус» роман Дубова вышел с надписью на обложке: «Сенсация года. Первый настоящий роман о русском бизнесе». В романе пять частей, каждая из которых названа по имени своего героя -- члена небольшой дружеской компании молодых ученых, в советские времена организующих себе приятный досуг, а с наступлением новых условий научившихся «делать деньги». Каждая часть кончается насильственной смертью героя, так или иначе оказавшегося на пути выстраивания общего Дела. Детективный сюжет и лирические интерлюдии не скрывают почти документальных подробностей реальной борьбы за деньги и власть. За фигурами героев легко угадываются персонажи, известные по телевизионным передачам и газетным статьям, а за «Инфокаром», Заводом и прочими структурами -- реальные прототипы. В главном вдохновителе и координаторе Платоне читатели узнали Бориса Березовского.

Павел Лунгин, режиссер фильмов «Такси-блюз», «Луна-парк», «Свадьба», объявил о своем намерении снять фильм по роману Юлия Дубова. Лунгин известен своей любовью к жестким и прямым решениям, умением находить резкие повороты для актуальных тем. На недавно закончившемся фестивале в Выборге его фильм «Свадьба» был признан лучшим среди игровых, хотя и публику, и часть профессионалов смутило слишком резкое изображение провинциальных нравов. Наиболее радикально настроенные критики обвиняли режиссера в цинизме и склонности к конъюнктуре. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что фильм снят на французские деньги и рассчитан на западный прокат.

Обращение к темам больших денег и криминального русского бизнеса -- темным и загадочным как для самих участников, так и для широкой публики, вполне логично для режиссера, не боявшегося в своих картинах коснуться антисемитизма, нетерпимости, пьяного буйства как свойств национального характера. Если судить по его прежним работам, фильм обещает быть как минимум вызывающим.

О своем отношении к теме романа, его героям и недавнему прошлому отечественной истории Павел ЛУНГИН рассказал нашему обозревателю Алене СОЛНЦЕВОЙ.

-- Вы всегда чувствуете потребности времени, во всяком случае так вы это декларируете...

-- Ну не то чтобы чувствую, но меня современность волнует. Делая свои фильмы, я стараюсь найти ответ на вопросы, на которые пока до конца ответить не могу. Я снимаю фильмы о вещах, которые меня смущают. На которые я сильно реагирую.

-- Для своего нового фильма вы выбрали роман, который, судя по отсутствию реакции, не очень заинтересовал общественное мнение.

-- Просто у нас очень своеобразное общественное мнение. Попробуем судить по тиражам -- уже продано сто тысяч экземпляров, и книга продолжает продаваться. Книга очень интересная, просто она упакована в форму производственного романа. Но главное в ней -- попытка поговорить об изменениях, которые произошли в нас и в нашем обществе за последние пятнадцать лет. Это книга, которая пытается изменить привычный взгляд на это время.

-- В эпилоге сказано, что, хотя главный герой, Платон, как будто остался один, на самом деле он не одинок, поскольку у него есть дело. Но какое дело? Как вы собираетесь показать в кино то, чем занимаются герои? Как найти визуальную форму для тех виртуозных бухгалтерских комбинаций, которые они выстраивают?

-- А что мы знаем о деле, которым занимаются в фильме «Крестный отец»? Это ведь фильм не об игорном бизнесе или проституции. Он о том, как меняются люди. И я собираюсь снимать картину не о том, какое дело герои делают, а о том, как они меняются, как существуют, это должен быть фильм о новых моральных ценностях, возникающих в обществе. Все это пока так зыбко, что трудно формулировать. В советском обществе интеллигентные люди вели себя, как подростки. А что такое ценности подростков? Культ дружбы, культ «своих» и презрение, отсутствие интереса к «чужим». Деление на «своих» и «чужих». Полная отключенность от неизбежностей реальной жизни.

В романе группа из нескольких молодых интеллигентов, знакомых аксеновских мэнээсов, вылезает из своего идеального мира, где дружба есть форма существования, и с началом кооперативного движения начинает жить по законам дела -- экономики, денег. Когда к ним приходят первые деньги, оказывается, что старые подходы, оценки, роли начинают меняться. Оказывается, что интересы дружбы и дела могут не совпадать. Герои вступают в мир почти космической энергии и власти, мир самый увлекательный. Это люди, которые не любят деньги -- они не успевают их потратить, они проводят на работе по двадцать шесть часов в сутки. Чего они хотят? Власти. Возможности влиять на эту жизнь, изменять ее. Они понимают, что для того, чтобы уметь менять мир и жизнь, ты должен измениться сам. Эта книга для меня наполнена грустью, потому что она не судит тех, кто предает и кого предают. В ней нет привычных брезгливых оценок. Есть попытка увидеть реальность, действие тех законов, о существовании которых мы не подозревали. Эти люди идут не к радости, они взяли на себя груз ответственности за большое дело...

-- Но мы не видим реального воплощения этого Дела, результатов деятельности героев...

-- Это как раз тот вопрос, который я пытаюсь себе задать. Может быть, еще рано определять результаты этих лет. Я сейчас много общаюсь с людьми из этой среды, прежде мне не знакомыми, и мне нравится, что они не боятся идти на контакт. Они нуждаются быть понятыми... Относятся к себе как к людям, которые борются с какой-то инерционной, страшной, вечной машиной. Готовы ко всем издержкам. Они рискуют, нарушают законы... Если что-то станет между ними и делом, они могут уничтожить человека хотя сами, пожалуй, не убивают. Главное, что о них не сказано, что они -- люди дела, они разгребают «авгиевы конюшни».

-- Люди дела или люди власти?

-- Не знаю, и думаю, они сами не понимают, где кончается одно и начинается другое. Из-за невероятной нашей политизированности процесс делания дела невольно выталкивает на уровень власти. Но они чувствуют себя призванными.

-- Меня удивила в романе инфантильность в описании любовных сцен. Подростковое отношение к любви, идеализирование природы партнерских отношений мужчины и женщины, поверхностная романтизация.

-- Да, это целиком мужской мир. Женщины условны. Хотя, может быть, именно в душевном отношении герои остались «замороженными мальчиками», сохранив то юношеское состояние, с которым они вошли в эту жизнь. Все изменилось, а душевная сфера осталась недоразвитой. Они махнули пространство, которое в нормальном обществе проходят за двести лет.

-- На какой стадии находится сценарий?

-- Сейчас над сценарием я работаю с соавтором -- это совсем молодой человек, выпускник ВГИКа, пишет он очень хорошо. Не хочу пока называть его имени. Сделано несколько вариантов. По жанру картина должна быть максимально реалистической. Я хочу отказаться от своего обычного гротеска, полета фантазии, сделать фильм в документальном стиле. Поэзия кино в конкретности, в точности деталей, жестов, слов. Я хотел бы снять фильм о том, как в России происходили печальные, мучительные, но неизбежные перемены. О том, что те, кто их делал, не палачи, а может быть, такие же жертвы. О том, что те, кто боялся запачкаться, неизбежно отпадали. Это трагическая история.

-- Пожалуй, это будет первая попытка в кино разобраться, что произошло в реальной жизни, там, где, собственно, и принимались решения, где начинались изменения, повлиявшие в результате на всех. Вы попытаетесь соотнести рассказанную историю с реальными людьми? С Березовским, с его товарищами, которые под довольно прозрачными псевдонимами выведены в романе? Вы, кстати, с ними знакомы?

-- С Березовским я не встречался. Но я не собираюсь делать политический фильм. Я снимаю картины про душу, про то, как ее теряют и обретают заново. Мне кажется, что теперь нужно сделать шаг от реальности к мифу. Забыть на минутку о реальных людях, перейти на другой уровень осмысления. Забыть про реального Березовского, ЛогоВАЗ, про конкретные пирамиды, подумать о сути. Мне кажется, что пришла пора перестать относиться ко всему, что с нами произошло, как к какому-то заболеванию, гриппу. Признаки взросления -- это не симптомы болезни. Мы не могли дальше жить в государстве, где на нас с неба падают дары или наказания. Мир вокруг нас движется усилиями небольшого числа предпринимателей. Идет своего рода богоборческий процесс. Вот Прометей начал с того, что украл огонь, то есть стал вором, обманул богов. Можно сказать, что он неверно приватизировал огонь. За это понес наказание. Да, такие люди мне симпатичны, я люблю людей, которые делают жизнь, меняют этот мир. Они не только берут, они себя не жалеют, не жалеют своих близких. Мне они бесконечно интереснее обывателей, которые вздыхают о замечательных временах, когда они знали, что на Восьмое марта и Седьмое ноября дадут паек, и это была радость. Я опять подставляюсь, меня будут обвинять в аморальности, цинизме... Но это мой путь...

-- Вы пытаетесь реабилитировать своих героев?

-- Как я могу реабилитировать град, дождь. Странно хотеть жить в мире, где не идет град, хоть он и бьет по голове. У перемен есть внутренняя неизбежность. Я чувствую, наше время -- болевое, и для этих людей тоже. Они несчастливые люди. Но само время -- счастливое с точки зрения новых возможностей. Это как с велосипеда пересесть на самолет.

-- Как вы собираетесь подбирать актеров?

-- Могу сказать, что будет много новых лиц. Мне странно, что в кино почти все работают с одними и теми же актерами. Новые идеалы, новый тип героя не может выражать человек, запечатлевший типы прошлых лет.

-- Кто будет финансировать этот фильм?

-- Пока не знаю. Очевидно, что после успеха «Свадьбы» за мой новый фильм возьмутся французы. Продюсер останется тот же. Найдутся деньги в России -- хорошо. Но меня устраивает необходимость делать фильм с небольшими деньгами. Тогда ты все время должен преодолевать нехватку материальных средств изощрением языка кино.
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.08.2000
Павел Лунгин собирается снимать фильм по роману директора ЛогоВАЗа Юлия Дубова «Большая пайка»
Павел Лунгин собирается снимать фильм по роману директора ЛогоВАЗа Юлия Дубова «Большая пайка». В издательстве «Вагриус» роман Дубова вышел с надписью на обложке: «Сенсация года. Первый настоящий роман о русском бизнесе». >>
  • //  23.08.2000
Обзор новых компакт-дисков: Ронан Китинг, группы Nine Days и Getaway People. >>
  • //  23.08.2000
Театр им. Вахтангова открыл юбилейный сезон
Московские театры постепенно выходят из летней спячки. Уже вовсю работает Театр на Малой Бронной. На очереди Театр им. Гоголя. Вчера состоялся сбор труппы Театра им. Вахтангова. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика