N°105
17 августа 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  17.08.2000
Союз путей сообщения
У железнодорожников появился неожиданный союзник -- лидер СПС

версия для печати
Николай Аксененко отступает, но не сдается. За неделю, что прошла с момента последнего публичного выступления министра путей сообщения на тему реформирования отрасли, до вчерашней коллегии МПС, посвященной той же проблеме, министр уступил по двум позициям.

Он уже не возражает, чтобы компания «Российские железные дороги» (РЖД) была создана в форме открытого акционерного общества, а не государственной акционерной компании, на чем настаивал еще 4 августа после встречи с Владимиром Путиным со ссылкой на его согласие. И уже вовсе не прочь обсудить создание в ОАО «РЖД» совета директоров, в то время как ранее в качестве органов управления видел лишь президента компании и правление. Такая двухуровневая система, повторяющая нынешнюю структуру управления МПС, к слову сказать, изложена и в проекте рассмотренной на коллегии Концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта. Но вчера после коллегии г-н Аксененко однозначно заявил: «Я думаю, мы поддержим предложение о создании совета директоров».

Однако на следующем рубеже обороны, судя по всему, министр будет стоять насмерть. И главными его оппонентами станут Минэкономразвития и Минимущество. Заместители глав этих министерств на вчерашней коллегии, отдав должное разработчикам концепции, высказали немало претензий по ее содержанию.

В ответ на вопрос газеты «Время новостей» о том, какие из предложений смежников Николай Аксененко считает абсолютно неприемлемыми для МПС, министр обозначил, во-первых, «создание отдельных юридических лиц на базе железных дорог» и, во-вторых, использование существующей законодательной базы в ходе реформы МПС. «Сегодня было высказано, что нужно подстроить систему под существующую законодательную базу, -- говорит министр. -- Это неправильно».

Николаю Аксененко есть на кого рассчитывать. Лидер СПС Борис Немцов, отвесив несколько неуклюжий комплимент концепции, в которой «так туманно все написано, наверное, потому, что много дискутировали», сделал уже вполне серьезное заявление. «Я хочу заверить, что СПС будет поддерживать вот эту государственническую позицию руководства министерства и будет поддерживать законопроекты, которые станут следствием принятой концепции», -- сказал лидер СПС и добавил, что, «несмотря на мнение Минимущества и Минэкономразвития, придется менять массу законов».

Но законодательное обеспечение реформы МПС -- важная, но не первостепенная линия обороны министра. Предметом схватки оппонентов министерств в ближайшие дни (как говорит г-н Аксененко, доработанный вариант концепции МПС должно представить в правительство в течение семи-десяти дней) станет совсем другая тема.

А именно записанный в представленном вчера проекте и неоднократно повторенный руководителями железных дорог и их министром тезис о полном запрете обращения акций ОАО «РЖД». Железнодорожники столь уверены в необходимости такого шага, что даже предложили закрепить это положение не то чтобы в законе, а сразу в Конституции. «И никакой лазейки в формулировках, -- говорит начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев, -- типа «позволительно президенту или правительству в исключительных случаях».

Замминистра экономического развития Андрей Шаронов, представивший вчера обстоятельный разбор концепции с целым рядом предложений, не вполне устраивающих железнодорожников, как ни странно, эту тему не затронул вовсе. Странность объяснилась просто: Минэкономразвития просто не ожидало запрета «президенту или правительству» решать судьбу акций ОАО «РЖД».

Как стало известно газете «Время новостей», на полуночном совещании у министра экономического развития Германа Грефа, когда его замы готовились к железнодорожным баталиям, обсуждался вариант концепции, присланный из МПС вместе с приглашениями на коллегию. В концепции содержалось упоминание о возможности продажи акций в исключительном порядке. А в розданных вчера на коллегии МПС документах этого упоминания уже не было. Этот казус отнюдь не означает, что тема запрета на обращение акций не возникнет на заседании правительства, посвященном концепции реформы МПС.

Спорить стороны наверняка будут, и вполне аргументировано, как это происходило вчера по главному, по определению г-на Аксененко, вопросу: возможности создания на базе 17 российских железных дорог отдельных юридических лиц в статусе «дочек», на 100 процентов принадлежащих материнской ОАО «РЖД».

Николай Аксененко не раз подчеркнул, что этот вариант безусловно неприемлем для его министерства. А источник газеты «Время новостей» в МПС прояснил экономическую подоплеку этой уверенности. Разные железные дороги, поясняет источник, неравнозначны по финансовому положению, поскольку плату за перевозки взимает та дорога, где товар грузится. Все остальные денег за перевозку не берут. И если разделить дороги, подчеркивает источник, получится ситуация, когда, допустим, Дальневосточная дорога, у которой большая погрузка, но относительно небольшие издержки, будет суперприбыльной. А, например, у Забайкальской дороги идет сплошной транзит, там будут сплошные убытки. Разделение на отдельные компании приведет к необходимости проводить расчеты между дорогами, а это гигантское усложнение.

МЭРТ, судя по словам г-на Шаронова, не считает возможным ставить точку в этом вопросе. И, по его мнению, предложенная в концепции МПС схема, когда железные дороги существуют в виде филиалов «РЖД», сохранит нынешние проблемы МПС. А именно: «бюджетное финансирование материнской компании, непрозрачность издержек по различным дорогам (а эти издержки очень сильно отличаются и по объективным, и по субъективным признакам), отсутствие стимула для снижения этих издержек, низкая инвестиционная привлекательность». Поэтому экономическое министерство предлагает думать о создании на базе «РЖД» стопроцентных дочерних компаний. Это, считает г-н Шаронов, разрешит многие проблемы и не создаст угрозы единству сети. «В этом случае результаты хозяйственной деятельности отдельных дорог будут более прозрачны, а затраты и эффективность управления более очевидны».
Елена ЗАГОРОДНЯЯ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  17.08.2000
Это единственное, что может предложить флот родственникам подводников
Разыгрывающаяся в пучине Баренцева моря трагедия окутана информационным вакуумом. Командование Северного флота ввело режим почти абсолютной секретности, как на войне. Родственникам рекомендуют воздерживаться от интервью и со всеми вопросами обращаться к психологам, организовавшим в Видяево "службу помощи". >>
  • //  17.08.2000
Мощный взрыв прогремел во вторник вечером в Петербурге. На автостоянке на Витебском проспекте на мине подорвался мужчина. >>
  • //  17.08.2000
Правительство Татарии обсудило новую систему налогообложения
Единый налог на вмененный доход, который с 1 апреля введен в Татарии для индивидуальных предпринимателей, доказал свое право на жизнь, оказался хорош лишь для мелкого бизнеса. >>
  • //  17.08.2000
Серьезный пожар на электроподстанции произошел в ночь на среду на юге Москвы. >>
  • //  17.08.2000
Конфликт чеченских беженцев и ингушей преувеличен
Вчера информационные агентства со ссылкой на военный пресс-центр в Моздоке сообщили, что в Ингушетии участились столкновения (причем с человеческими жертвами) местных жителей с чеченскими беженцами. Тревога оказалась ложной. >>
  • //  17.08.2000
В США считают, что их граждане должны хотя бы дожить до суда
Представители государственного департамента США выразили России протест в связи со смертью в московской тюрьме американского гражданина 51-летнего Ефима Скурковича. >>
  • //  17.08.2000
У железнодорожников появился неожиданный союзник -- лидер СПС
Николай Аксененко отступает, но не сдается. За неделю, что прошла с момента последнего публичного выступления министра путей сообщения на тему реформирования отрасли, до вчерашней коллегии МПС, посвященной той же проблеме, министр уступил по двум позициям. >>
  • //  17.08.2000
Бдительность случайного прохожего помогла предотвратить во вторник взрыв бензоколонки в Московской области. >>
  • //  17.08.2000
Истории про милицейский произвол, пытки и избиения подследственных уже много лет не сходят с полос газет и журналов. Такие дела, конечно, попадают в суды, но, по мнению правозащитников, на один процесс приходится 100 нераскрытых милицейских преступлений. >>
  • //  17.08.2000
Всемирный банк и МВФ признали их чрезвычайно уязвимыми для нового кризиса
Cовместная миссия Всемирного банка и МВФ обследовала состояние российской банковской системы и оценила ход реформ в этой области. Газете «Время новостей» удалось ознакомиться с выводами экспертов миссии, которую возглавляли руководитель программы финансового сектора России департамента развития частного финансового сектора по региону Европы и Центральной Азии Всемирного банка Майкл Фукс и помощник директора департамента денежно-кредитной политики МВФ Уильям Е. Александер. >>
//  читайте тему:  Банковский кризис
  • //  17.08.2000
Общаться с наместниками поручено Виктору Христенко
Михаил Касьянов подписал постановление правительства, регулирующее отношения кабинета с представителями президента в федеральных округах. Слухи о том, что наместники будут создавать на территориях собственные мини-правительства, оказались сильно преувеличены. >>
  • //  17.08.2000
Эксперты России и Украины в ближайшее время завершат подготовку к переговорам на тему погашения Киевом задолженности за российский газ. Как заявил вице-премьер Виктор Христенко, сейчас эти консультации проходят «в непрерывном режиме» и завершатся уже к концу августа. >>
  • //  17.08.2000
Кражу нескольких ценных картин раскрыли на днях сотрудники 9-го отдела МУРа. >>
  • //  17.08.2000
Министерство юстиции зарегистрировало общероссийское политическое движение «Союз правых сил». >>
  • //  17.08.2000
В водопроводе Екатеринбурга обнаружены водоросли
Вот уже несколько дней эпидемиологи рекомендуют жителям Екатеринбурга не открывать водопроводные краны. Зеленовато-бурая жидкость, которая из них льется, непригодна даже для мытья рук. >>
  • //  17.08.2000
Всякая связь с "Курском" прекратилась
На пятый день с момента аварии атомной подлодки «Курск» Владимир Путин счел возможным как-то прокомментировать происходящее в Баренцевом море. Встретившись в Сочи, где президент сейчас проводит свой отпуск, с группой российских журналистов, он признался, что ситуация со спасением лодки складывается «тяжелая, критическая». >>
  • //  17.08.2000
В каждом регионе вода будет изготавливаться по оригинальному рецепту
Госсанэпиднадзор поручил администрациям регионов наладить производство и продажу питьевой воды с оптимальным для каждого региона содержанием биогенных элементов. >>
  • //  17.08.2000
Дело известного чеченского террориста Салмана Радуева будет передано для расследования из ФСБ в Главное управление Генпрокуратуры России на Северном Кавказе. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ