N°104
16 августа 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  16.08.2000
Хозяин Медной горы
На фестивале в Выборге проходит ретроспектива фильмов Александра Птушко

версия для печати
Александр Лукич Птушко вошел в историю кино как неутомимый новатор и изобретатель. В его фильмографии найдется немало работ, к которым подходит слово «первый»: первый звуковой объемный мультфильм («Властелин быта», 1932), первый полнометражный фильм с объемной мультипликацией («Новый Гулливер», 1935), первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком («Илья Муромец», 1956). Начав свою работу в кино как кукольник, декоратор и мастер комбинированных съемок, он и позже, будучи режиссером, уделял огромное внимание кинотехнике. Именно этому предмету посвящены теоретические работы Птушко: «Специальные виды киносъемки», «Комбинированные и трюковые киносъемки», «Чудеса кино». На Западе Птушко называли «красным Мельесом», его фильм «Каменный цветок» в 1946 году получил специальный приз Каннского кинофестиваля за цвет, а в Америке подмастерья хитроумного Роджера Кормана учились профессии кинорежиссера, доснимая и перемонтируя его сказки (в частности, Фрэнсис Форд Коппола превратил таким образом «Садко» в приключенческий боевик о Синдбаде-Мореходе). Любопытно, что и сам Птушко на практике исповедовал принципы вполне кормановские: «все способы хороши, а лучший из них тот, который проще, дешевле и легче всего выполним -- к нему и нужно прибегать».

Вклад Птушко в сокровищницу мирового кинотрюка очевиден. Однако было бы несправедливо воздавать ему почести исключительно как первооткрывателю, расширившему технические возможности кинематографа. Фильмы Птушко вряд ли бы пережили свое время, если бы не несли в себе ничего, кроме формальных новаций. Его кино и само по себе кажется абсолютно магическим. Птушко снимал русские сказки, уральские сказы и онежские былины, «Руслана и Людмилу» и «Калевалу», феерию Грина и современную притчу Шварца. И доказал, что на этом материале можно делать фильмы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем классика жанра, сработанная в Голливуде и окрестностях. Птушко -- один из немногих отечественных «развлекательных» режиссеров, фильмы которого идеально вписываются в мировой контекст и не чувствуют себя замарашкой-падчерицей на великосветском балу. Корни деревьев в волшебном лесу из «Сказки о потерянном времени» (по сию пору одном из самых страшных советских фильмов) питаются теми же соками, что и павильонные чащобы кормановских экранизаций Эдгара По и готических страшилок студии «Хаммер». Сомнамбулически отрешенные, холодные, пропитанные полнолунным светом пейзажи Запорожья из «Вия» (съемками которого руководил Птушко) идеально вписались бы в шедевры итальянских мастеров киноужаса. А ратные подвиги героев «Садко» или «Ильи Муромца» (попавшего в книгу рекордов Гиннеса как фильм с самыми массовыми конными сценами) ничем не уступают самым захватывающим пеплумам из античных времен. Плюс к этому непередаваемый юмор, чувственность лирических сцен и уместный (в рамках обращения к героическому фольклору) патриотический пафос.

Александр Птушко до сих пор так и не удостоился ни одной серьезной монографии, да и юбилейные торжества по случаю его столетия прошли вполне буднично (выборгская ретроспектива -- одно из немногих отрадных исключений). А ведь именно его уникальный опыт мог послужить уроком для отечественного кино. Возможно, сказалось привычное пренебрежение к «низким» жанрам, невнимание к кино, считающемуся детским. Однако на исходе двадцатого века весь мир (и мы в том числе) взахлеб смотрит голливудские блокбастеры, по уровню «мысли живой» оставшиеся далеко позади мудрых картин Птушко, и, похоже, весьма этим доволен. Никакого секрета здесь нет. Просто за океаном режиссеры (от Стивена Спилберга до Тима Бартона) куда трепетнее относятся к своим первым детским киновпечатлениям. И увиденная давным-давно сказка многие годы служит для них источником вдохновения, а впоследствии и успеха. У нас таким источником вполне могли стать фильмы Птушко. Но охотников осмыслить наследие мастера и перенять у него неистощимую жажду «творить, выдумывать, пробовать» что-то не видно. Иначе в списке мировых кинобестселлеров на месте «Титаника» давно бы уже красовалась богато украшенная ладья гусляра Садко.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.08.2000
Музыкальный Петербург захлестнула волна скандалов
Мариинский театр недавно закрыл 217-й сезон, и теперь можно оценивать его итоги, причем не только творческие, но и социальные. Общим местом стало утверждение, что Валерий Гергиев соединяет талант выдающегося дирижера с не менее выдающимися административными способностями. Прогремевшая в этом сезоне опера «Война и мир» показала, что равного ему арт-менеджера в России нет. Не меньший общественный резонанс имел ряд должностных и финансовых скандалов, за которыми так или иначе видится тень худрука Мариинки. >>
  • //  16.08.2000
Старые газеты о событиях в мире культуры. >>
  • //  16.08.2000
Первая картина братьев Коэнов обрела новую жизнь
Братьев Коэнов попросили подновить их дебютный фильм «Просто кровь» для выпуска на DVD. Взявшись за работу, Коэны увлеклись и создали новую авторскую версию картины. Реставрированная версия стала событием коммерческого и фестивального проката. >>
  • //  16.08.2000
В Петербурге на 57-м году жизни скончался один из лучших артистов русского театра Николай Лавров. >>
  • //  16.08.2000
На фестивале в Выборге проходит ретроспектива фильмов Александра Птушко
На фестивале в Выборге проходит ретроспектива фильмов Александра Птушко. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика