Время новостей
     N°66, 17 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2009
Редкое явление
Впервые за два года глава Федеральной налоговой службы выступил публично
В среду средства массовой информации в первый раз транслировали первое публичное выступление руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мокрецова. Глава ФНС появился на конференции, проходящей в рамках Недели российского бизнеса. Уникальность ситуации в том, что, несмотря на все значение, которое придают налоговой проблематике президент и премьер, непосредственный исполнитель фискальных функций государства, отвечающий за количественное и качественное наполнение казны, за два года пребывания на посту ни разу не отметился в медийном пространстве с официальным разъяснением, обращением или комментарием.

Периодичность выхода на публику -- раз в два года -- становится традиционной для главных российских налоговиков. Именно с такой частотой появляются на каком-либо официальном мероприятии и выступают с заявлениями руководители ФНС. В марте 2006 года газета «Время новостей» писала о точно таком же первом за два года с момента назначения публичном выступлении тогдашнего главы Федеральной налоговой службы, нынешнего министра обороны Анатолия Сердюкова -- он выступал на правительственном часе в Госдуме. Преемник его оказался еще более нелюдимым: в ведомстве теперь даже нет пресс-службы, не говоря уж о том, что ни разу за два года официальная позиция ФНС не формулировалась в виде прямой речи со ссылкой на руководителя.

Среди руководителей восьми десятков российских ведомств немало людей, которых широкие массы не знают в лицо и высказывания которых не цитируют СМИ. Но ни одно ключевое министерство, федеральная служба или агентство не имеет столь скрытного руководства. Хотя руководитель налогового ведомства -- один из тех чиновников, действия которых оказывают непосредственное воздействие не только на самочувствие бизнеса, но и на «личный кошелек» практически каждого россиянина, обязанного платить подоходный, имущественные, транспортный налоги.

В нежелании выходить в информационное пространство г-н Мокрецов превзошел даже руководителей спецслужб. В архиве федеральных газет имеется всего лишь по пять-шесть фотографий этого чиновника, поисковая система «Яндекс» предлагает только три варианта фотографий главы ФНС, в то время как, к примеру, руководитель куда более секретной, по сути, Федеральной службы охраны (ФСО) Евгений Муров представлен 15 разнообразными изображениями.

Отсутствие какого бы то ни было контакта с внешним миром, если не считать неких кулуарных встреч с предпринимателями, о которых порой говорят представители очень крупного бизнеса, не может не изумлять, учитывая, сколь открыты были фискалы в 1999--2004 годах при министрах Александре Починке и Геннадии Букаеве. Их преемник Анатолий Сердюков в бытность свою и.о. министра и руководителем федеральной службы, за исключением «появления» в дочернем журнале ФНС, не дал ни одного интервью и ни одного комментария, а Михаил Мокрецов ликвидировал пресс-службу. Сейчас контактировать с ведомством прессе предлагается по безымянному номеру факса, живой «говорящей головы» в Федеральной налоговой службе нет.

Свой первый «выход в свет» Михаил Мокрецов обставил интригой. Руководитель ФНС появился неожиданно для всех (его появления, анонсированного в минувший понедельник на налоговой конференции РСПП, не произошло). Какой вывод должны были сделать представители бизнес-кругов, к которым обращал свое выступление глава ФНС, осталось не очень понятно. По крайней мере никто из опрошенных «Временем новостей» участников мероприятия резюмировать речь налоговика не смог. Смысловой акцент, по мнению участников, сделан был на предложении ФНС ввести налог на все финансовые операции юридических лиц для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Две недели назад речь шла о 0,5-процентном налоге, сейчас была названа цифра 2%. Осталось загадкой, для чего г-ну Мокрецову потребовалось «растравлять» бизнес практически через день после того, как против такого налога высказался заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Определять налоговую политику, вводя те или иные налоги, ФНС не вправе по статусу, а вышестоящее ведомство -- Минфин -- категорически против этой идеи.

«Кошмарить мелкий бизнес -- совершенно бессмысленное занятие, и мы не ставим какую-то задачу, чтобы там осуществлять контроль», -- сказал Михаил Мокрецов, употребив популярное сейчас выражение. Второй его тезис -- ввести спецрегистрацию плательщиков НДС в рамках борьбы с однодневками. Идея не нова, и Минфин не раз высказывался против: это введет круговую поруку в бизнесе. Наконец, глава ФНС привел цифры контрольной работы. По его словам, в прошлом году службой было проведено 88 тыс. выездных проверок, а в позапрошлом -- 202 тыс., из чего был сделан вывод, что субъекты для проверок выбираются с каждым годом все тщательнее.

Однако еще в 2006 году ФНС могла похвастаться почти стопроцентным попаданием в цель -- по итогам выездных проверок нарушения налогового законодательства выявлялись в 97% случаев. Общей картины того, как будут складываться в стране отношения бизнеса и фискалов, приносят ли эффект антикризисные рассрочки и отсрочки по уплате налогов и, главное, как обстоит дело в кризис с собираемостью налогов, глава ФНС так и не представил.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа