Время новостей
     N°57, 03 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2007
Рейс на Италию
"Аэрофлот" готов побороться за то, чтобы вывести AlItalia из кризиса
Из Милана вчера пришло сенсационное известие: российский «Аэрофлот» претендует на покупку своего партнера по альянсу SkyTeam, одного из крупнейших европейских перевозчиков -- итальянской AlItalia. Несмотря на позиции на рынке, компания находится в трудном финансовом положении, и итальянские власти пытаются продать госпакет ее акций, чтобы спасти ее от кризиса.

Представители российского государства -- контрольного акционера «Аэрофлота» -- пока не высказались ни в поддержку, ни против этой инициативы. Частные акционеры «Аэрофлота» возмущены ею, прежде всего потому, что менеджеры авиакомпании этот проект с ними не обсуждали. Отраслевые эксперты считают проект одновременно многообещающим и очень рискованным. Между тем акции «Аэрофлота» на российских биржах после объявления о возможной покупке им AlItalia подорожали почти на 5%.

Министерство экономики и финансов Италии объявило вчера о завершении регистрации участников тендера по продаже государственной доли в капитале AlItalia. В последний момент были поданы две новые заявки на регистрацию. Одна из них -- от американских инвесткомпаний Matlin Patterson Global Advisers LLC и Texas Pacific Group, которые решили отказаться от самостоятельного участия в тендере и присоединились к заявке итальянского Mediobanca. Вторая поступила от консорциума в составе итальянского банка Unicredit и авиакомпании «Аэрофлот -- российские авиалинии». Кроме этих двух консорциумов в тендере фигурирует еще одна заявка -- от фирмы AP Holding SpA, возглавляемой председателем совета директоров крупной итальянской авиакомпании Air One Карло Тото. В процессе подготовки тендера заявки на участие в нем подавали 11 компаний. Однако большинство из них затем либо объединились друг с другом, либо потеряли интерес к тендеру.

Итальянское правительство, контролирующее 49,9% акций AlItalia, решило избавиться от своего пакета из-за хронической убыточности компании. Последний раз компания имела прибыль по итогам 2002 года. Затем AlItalia пала жертвой неблагоприятной мировой конъюнктуры на рынке авиаперевозок, роста стоимости топлива и забастовок собственного персонала. По итогам прошлого года ее убыток до уплаты налогов составил 405 млн евро. Фактически фирма балансирует на грани банкротства. Показательно, что крупнейшая в Европе авиакомпания Air France -- KLM, которой уже принадлежат 2% акций AlItalia и которая одно время рассматривала вопрос о поглощении итальянской авиакомпании, в конце концов отказалась участвовать в нынешнем тендере.

А вот консорциум, в котором 95% принадлежит «Аэрофлоту» и 5% банку Unicredit, скорее всего, сможет на нем побороться. Вчера глава инвестподразделения Unicredit Серджио Эрмотти подтвердил подачу заявки на брифинге в Милане, а директор по связям с общественностью «Аэрофлота» Лев Кошляков сделал то же самое в Москве.

Итальянское правительство рассчитывает, что победитель тендера купит не менее 39,9% акций AlItalia и представит план вывода компании из кризиса. План должен включать сохранение рабочих мест и внутренней сети маршрутов в Италии, кроме того, как минимум в течение восьми лет эта страна должна оставаться местом регистрации AlItalia.

Согласно техническим условиям тендера, в течение ближайших дней специалисты минэкономики Италии проанализируют поданные заявки, и затем глава ведомства официально зарегистрирует участников. К 16 апреля от претендентов ждут предварительные предложения по условиям покупки. Закончить приватизационный процесс правительство Италии рассчитывает к середине июня.

Лев Кошляков и другие менеджеры «Аэрофлота» не раскрыли вчера, как именно российская авиакомпания намерена распорядиться своим итальянским активом, если обыграет других претендентов.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что самолетный парк AlItalia представляет значительную коммерческую ценность. AlItalia эксплуатирует 179 самолетов -- вдвое больше, чем «Аэрофлот». «Причем основу парков обеих компаний составляют аэробусы А320, и обе фирмы входят в один и тот же глобальный альянс Sky Team. Все это облегчает интеграцию», -- отмечает г-н Пантелеев. Однако главное, что AlItalia может дать «Аэрофлоту», по мнению эксперта, -- это даже не самолеты, а доступ на западноевропейский рынок авиаперевозок. «В последние два года были случаи покупки российскими компаниями европейских авиаперевозчиков. «Национальная резервная корпорация (НРК) приобрела германскую Blue Wings, а альянс AirUnion -- венгерскую Malev. Нынешние шаги «Аэрофлота» находятся в рамках этой тенденции», -- считает эксперт.

«Аэрофлот» и сам имеет опыт строительства зарубежного филиала. В 2001 году он вел безуспешные переговоры о приобретении 49% акций ирландской авиакомпании Virgin Express, принадлежащей британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону. Позже в том же году в аэропорту Шеннон (Ирландия) была зарегистрирована компания SkyNet. Формально она не принадлежала «Аэрофлоту», владельцами числились американский и ирландский бизнесмены. Однако, как сообщалось, SkyNet появилась при «коммерческом содействии» «Аэрофлота». Две компании были связаны соглашением о код-шеринге. В июне 2001 года SkyNet начала полеты по маршруту Шеннон--Амстердам--Москва на двух Boeing-737, взятых в лизинг. Планы предусматривали увеличение ее парка к 2005 году до 20 таких машин. Однако компания оказалась убыточной. В мае 2004 года она прекратила деятельность.

Олег Пантелеев считает, что и нынешнее начинание «Аэрофлота» наряду с большими возможностями таит в себе значительные опасности. «Проект с большим риском. Шансов «пролететь» много», -- сказал «Времени новостей» эксперт.

Министерство транспорта, представитель которого председательствует в совете директоров «Аэрофлота», вчера отказалось от каких-либо комментариев по поводу возможной покупки.

Депутат Госдумы Александр Лебедев, который контролирует НРК, являющуюся крупнейшим частным акционером «Аэрофлота» (около 30% акций), вчера сообщил «Времени новостей», что этот вопрос не обсуждался на совете директоров авиакомпании. Сам Лебедев отнесся к идее скорее критически: «Ну что я могу сказать о проекте, про который узнал впервые из СМИ?.. Только то, что в нашей стране есть печальная традиция: частные акционеры компаний узнают о важных решениях последними. Чиновники не считают нужным советоваться с частным бизнесом. Я полагаю, что у «Аэрофлота» сейчас слишком много собственных проблем -- строительство Шереметьево-3 и нового офиса, покупка дальнемагистральных самолетов, сокращение производственных расходов, -- чтобы еще вещать себе на шею другую убыточную компанию». Г-н Лебедев сказал, что ему необходимо время, чтобы правильно оценить проект с покупкой AlItalia. «Будем разбираться, может, там предлагается что-то гениальное, может, нас приятно удивят», -- сказал депутат «Времени новостей». «Однако, как правило, нас удивляют неприятно», -- добавил он.

Михаил КУКУШКИН