Время новостей
     N°7, 18 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2007
Рингтон Вешнякова
Центральная избирательная комиссия намерена преодолеть отмену порога явки на выборы с помощью новых методов агитации
В наступившем году Центральная избирательная комиссия потратит на информационно-разъяснительную работу во время подготовки и проведения думской и президентской федеральных избирательных кампаний 2007--2008 годов более 200 млн руб. Это в полтора раза больше, чем тратилось для подготовки предыдущих федеральных избирательных кампаний. В среду соответствующая программа была утверждена на заседании ЦИК. На фоне отмены графы «против всех» и нижнего порога явки избирком надеется историческими фильмами о выборах и интернет-играми все-таки привести граждан России на избирательные участки.

«Основная цель мероприятий, обозначенных в программе, -- чтобы все люди знали о наших выборах, знали свои права и осознанно участвовали в избирательном процессе», -- пояснил глава ЦИК Александр Вешняков. Кстати, на проведение самих выборов депутатов Государственной думы и президента в бюджете заложено около 10 млрд руб. Г-н Вешняков связал повышенную активность информационно-разъяснительной деятельности Центризбиркома с отменой порога явки на выборах. Графу «против всех» на выборах в Государственную думу отменили. Принятая в июле 2005 года новая редакция избирательных законов разрешила местным законодательным собраниям изъять графу «против всех» на региональных и муниципальных выборах. Так что теперь небольшая группа россиян, пришедших на выборы, может решить судьбу парламента и президента.

Правда, за все время существования в России института выборов явка на федеральных кампаниях никогда не была критически низкой. Тем не менее, по словам бывшего главы Центризбиркома, директора Независимого института выборов Александра Иванченко, от выборов к выборам явка постоянно снижается. На предыдущих выборах Госдумы и президента явка была самой низкой за весь период существования демократии в России. «Из-за снижения явки легитимность избираемых органов существенно уменьшается, -- рассказал эксперт «Времени новостей». -- Не надо было отменять порог явки -- она стимулировала избирательные комиссии, органы исполнительной власти, чтобы доводили до сведения избирателей, что выборы будут. Наконец, она стимулировала партии и средства массовой информации. Когда порог явки снят, административный ресурс вкладывать необязательно. А ЦИК теперь просто просит деньги на компенсацию того риска, который возникает в связи с отменой порога явки и графы «против всех».

Помимо простой апатии граждан, участников выборов подстерегает и еще одна довольно ощутимая опасность -- публичное обращение к гражданам с призывом не приходить на выборы, воплощенное без экстремизма, вполне законно. Более того, теперь это единственный способ выразить свой протест. В ноябре 2006 года Александр Вешняков даже предлагал ввести уголовную ответственность за призывы к бойкоту выборов. Во время осенней кампании 2006 года в Свердловской области, можно сказать, с размахом и успехом прошла контркампания депутата Госдумы Бакова, агитировавшего не ходить на выборы областного парламента. По данным ЦИК, в результате явка в регионе упала на 20% от ожидаемой.

Программа информационно-разъяснительной деятельности ЦИК предусматривает размещение наглядной уличной агитации, подготовку специальных учебных фильмов, в том числе шестисерийного исторического фильма о выборах в России. Предполагается, что снимать фильм с общим хронометражем 60 минут будет победитель конкурса, который устроит Российский центр обучения избирательным технологиям. РЦОИТ будет заниматься и многими другими пунктами программы. Например, ЦИК намерен регулярно проводить тематические выставки, теле- и радиовикторины, а также создать компьютерную игру по вопросам избирательного процесса.

Активно будет использоваться мобильная связь, например «разработка картинок, мелодий, заставок, побуждающих молодежь прийти на выборы». Также региональным избирательным комиссиям дана установка повысить «электоральную активность избирателей». Оценить эффективность такой агитации за выборы аналитики пока не берутся. По словам Александра Иванченко, «если в театре плохие актеры, то сколько ни рекламируй его, зрители не пойдут, придется приводить школьников, студентов, солдат по разнарядке».

Дарья ГУСЕВА