N°82
17 мая 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.05.2010
ИТАР-ТАСС
На полных оборотах
Американец Дэвид Сенборн сыграл с россиянами «Транс-Атлантик» в «Крокус Сити Холл»

Коммерчески успешный музыкант, обладатель многих «Грэмми» и медийная персона, альт-саксофонист Дэвид Сенборн уже выступал в нашей стране. Правда, было это лет шесть назад. Тогда он приехал на фестиваль «Парламент джаз», который поразил обилием настоящих дорогущих звезд джаза. На концерте у него и его группы был не очень длинный (и, сказать по совести, не очень выразительный) сет с материалом последнего на тот момент альбома Timeagain. Визит Сенборна, чье имя для многих ассоциируется с понятием smooth jazz или pop jazz, тогда оказался несколько в тени других участников -- Стэнли Кларка и Джорджа Дьюка, например. Кларк и Дьюк потом еще выступали в России, а вот Сенборн улетел за океан и исчез для нас наглухо. Все эти годы он выпускал хорошие альбомы, менее попсовые, более ориентированные на старую добрую музыку вроде соул (Here & Gone двухлетней давности просто трибьют Рэю Чарлзу и игравшему с ним саксофонисту Хенку Кроуфорду). Последний диск, вышедший в конце января, Only Everything вообще хитрая штука. Он записан с «центровым» барабанщиком Стивом Гэддом и клавишником Джоем де Франческо. Но без бас-гитариста или контрабасиста, что для джаза не очень характерно. А для т.н. коммерческого джаза -- совсем нехарактерно. Но, собственно, Only Everything имеет мало отношения к дню сегодняшнему -- он пропитан атмосферой 50-х, тогдашними модными стилями: соул, хард-боп, органные трио...

В этот раз в Москву Дэвид Сенборн приехал не для продвижения альбома, а, можно сказать, просто так. Сыграть с местными, а именно с группой «Транс-Атлантик» под управлением клавишника Сергея Чипенко, коллективом, который часто выступает с заокеанскими звездами smooth jazz. Для души сыграть или для чего еще -- я не знаю. Но на сей раз его визит стал культурным событием. Удивительное дело: немолодой джазмен, играющий почти сплошь инструментальную музыку, на пару дней стал чуть ли не главным культурным ньюсмейкером. Интернет и телевидение вспомнили все подробности: и детскую болезнь, из-за которой он, чтобы развивать легкие, стал учиться играть на альт-саксофоне (альт потому, что у любимого Чарли Паркера такой же), и «Грэмми», и телешоу с участием всех мыслимых поп- и рок-знаменитостей. Могли бы припомнить, что Сенборн успел выступить даже на легендарном фестивале в Вудстоке (правда, в составе Paul Batterfield Blues Band), но это уже хипповская, нереспектабельная история. Еще -- что записывался на дебютном альбоме последнего гения джаза Жако Пасториуса, но это слишком сложно. Отмечали, правда, что «играл со Стингом». Хотя это Стинг спел на его сольном альбоме Inside песню Ain't no Sunshine. Плюс еще всем известная их коллаборация в виде песни It's Probably Me из фильма «Смертельное оружие»... Можно также вспомнить динамичное повизгивание сенборновского альт-саксофона в хитах The Eagles или Брайана Ферри, в альбоме Лени Кравица Baptism и многом другом. Но не стоит. Смысл-то один: Сенборн себя всегда прекрасно чувствовал и в джазе, и в роке. Обычно в рок- и поп-песнях саксофонные партии, исполняемые безвестными сессионными музыкантами, слишком «сахарные», без свинга, импровизаций ноль, мотивчики неинтересные. То есть там сакс -- для имиджу. К Сенборну это не относится ни в коей мере: в любой песне его саксофонное соло (будь там хоть пять тактов, хоть 35) -- это мотор, работающий на полных оборотах.

Нечто подобное Дэвид Сенборн и его новоиспеченные коллеги из «Транс-Атлантик» и продемонстрировали на прошедшем в «Крокусе» концерте. Саунд был совершенно «восьмидесятнический»: острый, яркий, электрический. Нормальный коммерческий джаз-рок, как в кино и сериалах той поры. Примерно в таком, донельзя наэлектризованном звуке записан альбом Сенборна Close Up (1988)... Барабаны, правда, звучали чересчур резко и сухо -- как будто шкура сильно перетянута. Ну да ладно. Вспомнили Comin Home Baby (с вышеупомянутого Timeagain). Публику сразило наповал исполнение пьесы Maputo -- ее сочинил Маркус Миллер для совместного альбома Сенборна с клавишником Бобом Джеймсом Double Vision (1986). Maputo -- яркая вещь, ее исполнение --приятная неожиданность.

Неприятной неожиданностью оказалось то, что концерт был как-то странно срежиссирован. Два отделения. С фокусами. То несмешной конферансье. То какие-то розыгрыши путевок на некий «джазовый фестиваль в Швецию» (причем имелся в виду явно STHLM Jazz Festival, на котором в этом году, к слову, сыграет легендарный Уэйн Шортер). То какие-то три полные чиксы запоют зычными голосами с диким акцентом хит Ар Келли I Believe I Can Fly... Зачем? Оно, конечно, организаторам концерта завсегда понятнее, чего жаждет публика. Но вот смотрите, что получается. У стиля smooth jazz имидж так себе: музычка для рекламы, корпоративов и романтических ужинов при свечах. То есть для ситуаций, в которых на собственно музыку, в общем, плевать. Дэвид Сенборн у нас проходит по линии этого самого smooth jazz (хотя за свою карьеру он играл не только это, причем «не это» у него получалось, может быть, и лучше). А саксофонист он мастеровитый и заслуженный -- с этим мало кто будет спорить. И вроде бы даже самые суровые пуристы согласятся, что и в этом стиле есть люди, которых имеет смысл слушать, -- Гровер Уошингтон, например. Или Spyro Gyra. Но вот приходит на концерт публика и видит эдакий цирк с конями. И что ей думать? «Отличная музычка! Для рекламы, корпоративов и романтических ужинов при свечах самое оно».

Вредные мысли.
Александр БЕЛЯЕВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.05.2010
Параллельные программы на Каннском кинофестивале
Как и ожидалось, основная драматургия 63-го Каннского фестиваля, во всяком случае первой ее половины, связана не столько с конкурсом, сколько с параллельными программами -- "Особым взглядом", Двухнедельником режиссеров и Неделей критики... >>
  • //  17.05.2010
Хорошее кино на канале «Культура»
С 15 мая в эфире телеканала «Россия К» (а по старинке «Культура») появилась новая еженедельная кинолинейка «Фестивальное кино. Другие берега, другие жизни». Это первая акция в пространстве отечественного телеэфира, которая знакомит зрителя с зарубежным авторским документальным кино... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.05.2010
ИТАР-ТАСС
Американец Дэвид Сенборн сыграл с россиянами «Транс-Атлантик» в «Крокус Сити Холл»
Коммерчески успешный музыкант, обладатель многих «Грэмми» и медийная персона, альт-саксофонист Дэвид Сенборн уже выступал в нашей стране. Правда, было это лет шесть назад. Тогда он приехал на фестиваль «Парламент джаз», который поразил обилием настоящих дорогущих звезд джаза... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  17.05.2010
Фото EWA KRASUCKA
В Варшаве в танце рассказали жизнь Шопена
Выставки, концерты, плакаты на улицах -- польская столица отмечает 200-летие со дня рождения своего замечательного композитора и собирается это делать целый год... >>
//  читайте тему:  Танец
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама