N°191
19 октября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.10.2010
Пространство конфликта
Так сложилось, что я (вместе с нашим театральным обозревателем Диной Годер) работала в старом, еще советском журнале «Театр» -- как раз «времен позднего застоя» -- в отделе публицистики, который возглавлял начинающий и подающий большие надежды любящий театр журналист Сергей Пархоменко. И помню, какие это были в своем роде плодотворные и счастливые времена -- казалось, что свобода, дуновение которой в театральном мире почувствовали раньше, чем в политике, принесет не только долгожданное обновление, но и небывалый творческий расцвет. То, что спустя несколько лет журнал будет закрыт просто из-за недостатка денег, нам в страшном сне присниться не могло. Мы -- молодая часть редакции -- не только пили чай (скорее, впрочем, не чай) и беседовали об искусстве, но и активно заманивали на сакральное пространство главного театрального журнала страны новых людей -- бумажных архитекторов, дизайнеров, поэтов, музыкантов, модельеров... Чтобы нащупать ту самую театральность жизни, о которой в своей первой вступительной статье пишет главный редактор обновленного журнала Марина Давыдова -- наша давняя подруга и участник тогдашних «театральных» застолий.

Прошло без малого 20 лет -- и у меня в руках свежая книжка нового журнала, амбициозного и дерзкого.

Где с первых страниц главный редактор заявляет, что читать рецензии «не хочется уже практически никому», что театр играет незначительную роль в обществе, что резонанс у критики «нулевой»... А один из авторов журнала, Олег Зинцов, в эссе «Театр и холодец» утверждает, что «театральный критик сегодня бессмысленная профессия» и современному зрителю в театре «давно безразлично, что зырить». Алена Карась в статье «Русский, немец и поляк» отказывает отечественному театральному искусству в способности осмыслять прошлое и видеть настоящее своей страны. Заканчивая свой текст про провинциальные театры (город обозначен анонимными, но прозрачными литерами NN), Глеб Ситковский и вовсе восклицает: «Черт возьми такой театр!»

Уважение у собранной Мариной Давыдовой команды вызывает либо современный западный театр (открывается журнал большим текстом о Пине Бауш), либо недавняя, но история (журнал отмечает юбилей Анатолия Эфроса, не преминув, впрочем, показать, как безнадежно забыт этот режиссер молодежью), либо что-то происходящее на территории других искусств (в этот раз целый раздел посвящен перфомансу).

Отечественный мейнстрим подвергается атаке и как искусство, и как технология, и как способ выживания. Посчитали даже, сколько актеров московских репертуарных театров играет на стороне и сколько со стороны приходится звать...

Могли бы авторы журнала выступить иначе, не столь декларативно? Могли, не вопрос. Но не захотели. Предпочли обозначить пространство своего журнала как пространство конфликта, без всякого миндальничания и экивоков. Тем самым затеяв игру, театрализовав свое появление -- не наблюдателя, а участника, борца и даже бойца. Предложив несогласным не вежливое равнодушие, а спор, в котором одна из сторон уже заявила свою позицию, дразня и подзуживая. И задавая довольно высокий уровень дискуссии.

Если вызов будет принят, если с гневом или отвагой на территории текстов и публичных выступлений выскажутся противники или сторонники -- можно считать, что вес взят, журнал окажется в центре событий и сможет формировать театральную среду. Если же перчатку поднимать не станут, если начнется шелестение в кулуарах и понесутся по инстанциям жалобы -- все, считай, пропало, журнал если и продолжит выходить, останется в узком кругу своих, что для журнальной жизни, может, и удобно, но явно неперспективно.
Алена СОЛНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.10.2010
«Погребенный заживо» на московских экранах
Полнометражный дебют Родриго Кортеса, номинально числящийся продукцией испанской, оказывается фильмом плоть от плоти Соединенных Штатов Америки. Американский контрактник Пол Конрой (Райан Рейнольдс), служащий в Ираке, в один далеко не прекрасный момент обнаруживает себя похороненным в деревянном гробу... >>
  • //  19.10.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Вышла новая версия журнала «Театр»
Возрождение «толстого» журнала в наши дни -- редкость; появление театрального журнала - редкость чрезвычайная. Журнал под названием «Театр» впервые появился в СССР в 1937 году и переживал вместе со страной разные времена -- богатые и бедные, тоталитарные и демократические... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.10.2010
Так сложилось, что я (вместе с нашим театральным обозревателем Диной Годер) работала в старом, еще советском журнале «Театр» -- как раз «времен позднего застоя» -- в отделе публицистики, который возглавлял начинающий и подающий большие надежды любящий театр журналист Сергей Пархоменко... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.10.2010
Выставка архитектора Тома де Томона в Санкт-Петербурге
К 250-летию Тома де Томона в Петропавловской крепости открылась выставка рисунков великого архитектора. Организатор -- Музей истории города -- обладает значительным собранием архитектурной графики и вот уже несколько лет регулярно устраивает монографические выставки о зодчих, работавших в Петербурге... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.10.2010
О новых российских CD
Музыка к фильму «Игла. Remix» (CD+DVD, «Союз»). «Раньше у нас было так много комнат,/ Полных людей, полных идей./ А сейчас ничего, только рыба гниет/ С головы у фашистских детей»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика