N°40
12 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.03.2009
Большое с близкого расстояния
Рождественский познакомил нас с Брукнером

Дирижер, публицист, исследователь, реставратор, музыкальный проповедник и знаток, Геннадий Рождественский, каждый концерт которого как минимум репертуарно значимый жест, продирижировал в Большом зале Консерватории Восьмой симфонией титанического, космогонического и редко исполняемого в Москве Антона Брукнера, что уже само по себе немало. Больше того, продирижировал оркестром Большого театра, а это предполагает определенный уровень и дает возможность дирижеру сосредоточиться на музыке и обойтись без того особого волшебства, благодаря которому даже слабый оркестр у Рождественского часто начинает звучать пристойно. Больше того, прозвучала первая, оригинальная авторская версия Восьмой симфонии, созданная в 1887 году и опубликованная только почти через столетие, в середине 70-х. Тут надо сказать, что практически все симфонии Брукнера существуют как минимум в двух версиях и некотором количестве редакций. Причем разница между собственноручно переделанными автором опусами под одним и тем же названием огромна, и в сознании заинтересованной публики версии существуют едва ли не как самостоятельные сочинения. Не то чтобы композитор был недоволен первыми своими редакциями, историки полагают, что он-то как раз предпочел бы не множить сущности. Переделки осуществлялись под влиянием друзей, жалевших отвергаемого публикой композитора, дирижеров, демаршей вышеозначенной публики, а иногда и самими друзьями так, что автор бывал не в курсе. О финале Восьмой симфонии Брукнер писал дирижеру Феликсу Вайнгартнеру, собиравшемуся сыграть сочинение: «Я рекомендую Вам сократить Финал. Он написан для будущих времен, да и то для узкого круга друзей и знатоков...»

Времена эти настали весьма недавно, и насчет «узкого круга» Брукнер оказался не так уж не прав. Записей оригинальной версии Восьмой симфонии существует немного (с Элияху Инбалом и Тинтнером за дирижерскими пультами), известны они мало, и сравнивать местной публике (со всякими Брукнерами вообще сильно на «вы») практически не с чем. Сам Рождественский, игравший и записавший все симфонии Брукнера, в середине 80-х записывал так называемую «объединенную» редакцию, созданную в 40-х годах Р. Хаасом из двух авторских версий, очищенных от прочих вмешательств. Многие из знатоков и любителей еще тогда, отдавая должное стилю и героизму дирижера и просветителя, упрекали его в том, что Брукнер у него превращается в Шостаковича и даже Тищенко. Впрочем, не один только Рождественский слышит в Брукнере XX век, в нем вообще многие слышат разное -- от понятного Вагнера (под которого, собственно, и хотели причесать композитора сочувствующие) до близкого Пендерецкого, от скрытого Баха до не менее потаенного Шуберта.

Этим вечером в БЗК в первой части огромной симфонии мы опять много слышали Шостаковича (почему нет? Шостакович и сам, возможно, услышал себя в том числе в Брукнере). А в финале слышали Баха, что было очень хорошо: гипнотический гигантизм, собранный в огромное барочное строение, венчал долгое, монотонное, напряженное брукнеровское рассуждение, во время которого больше полутора часов публика сидела как пришпиленная (слегка закашлявшись только после тяжелой, немного все же расползшейся медленной части). Строгое шествие от тезиса к синтезу, развернутое не столько во времени, сколько в геометрии, Рождественский с оркестром передавали тщательно, даже дословно, при этом симфония, как огромные жернова, поворачивалась и передвигалась под очень выразительный, но в высшей степени лаконичный, едва ли не скупой и предельно спокойный дирижерский жест. Особенно удивительно было это наблюдать во второй части, когда свирельные наигрыши превращались в мрачные танцы Голема на фоне соборов и гор.

Оркестр в целом справился со сложнейшей партитурой (изумительно хороши звучанием были скрипки, героически работали духовые), хотя и с шероховатостями (чуть шатающиеся вступления) и с ощущением, что мы не плывем в этом море уверенно, но преодолеваем сопротивление волн, звуков и букв. Рождественский тем не менее довел этот корабль до берега практически без потерь, и все путешествовавшие, изможденные и изумленные, понимали, что видели нечто весьма удивительное. Причем не мельком, а во многих подробностях и с близкого (иногда даже слишком) расстояния. Так что не шапочное знакомство с раритетом, безусловно, состоялось.
Юлия БЕДЕРОВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.03.2009
«Евровидение» продолжает генерировать скандалы
Россию на «Евровидении» будет представлять Анастасия Приходько, и этот факт известен уже практически всем: и тем, кто не знает, кто такая Приходько, и даже тем, кто не смотрит «Евровидение»... >>
//  читайте тему:  «Евровидение»
  • //  12.03.2009
Голливудская звезда Микки Рурк приехал в Москву, чтобы представить свой последний на сегодня фильм "Рестлер" режиссера Даррена Аранофского ("Пи", "Реквием по мечте", "Фонтан") -- историю профессионального борца-рестлера Рэнди Робинсона по прозвищу Баран... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  12.03.2009
Работы финалистов премии «Инновация» показали в Москве
Учрежденная Центром современного искусства и Минкультом РФ «Инновация» на сегодня самая профессионально подготовленная премия в области современного искусства в России. Несмотря на огромные вложения и пиар, альтернативная независимая премия Кандинского за два года интересную конкуренцию «Инновации» не составила... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  12.03.2009
Рождественский познакомил нас с Брукнером
Дирижер, публицист, исследователь, реставратор, музыкальный проповедник и знаток, Геннадий Рождественский, каждый концерт которого как минимум репертуарно значимый жест, продирижировал в Большом зале Консерватории Восьмой симфонией Антона Брукнера, что уже само по себе немало... >>
  • //  12.03.2009
Открылась Национальная книжная выставка-ярмарка «Книги России»
Войдя в 57-й павильон Всероссийского выставочного центра, сразу видишь здоровенный плакат: «ЕГЭ -- это экзамен». Отрадно, что написали крупными буквами, теперь знать будем, а то некоторые чудаки до сих пор полагали, что ЕГЭ -- это издевательство... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика