Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°210
16 ноября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.11.2009
Бренд, входящий в моду
В Польше за десять дней показали 154 российских фильма

Вчера польский фестиваль российского кино «Спутник» объявил итоги конкурса. Первое место и приз в 6 тыс. евро получил фильм Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат», второе -- «Палата №6» Карена Шахназарова, а третье -- «Волчок» Василия Сигарева. Всего в конкурсе участвовало 14 новых фильмов из России, а судило его профессиональное польское жюри: кинокритики Малгожата Садовска, Януш Врублевски и режиссер Анджей Жулавски под председательством известного журналиста -- золотое перо самой тиражной в Польше «Газеты Выборча» -- Яцека Хуго-Бадера (автора впечатляющей книги о России «Белая горячка», фрагменты которой можно прочитать в польском номере журнала «Звезда»). Спонсором призов стал Польский институт киноискусства -- организация, получающая свой процент отчислений с билетов в кинотеатрах и в связи с этим довольно влиятельная и самостоятельная, ее директор Агнешка Одоровска первой поддержала фестиваль, и не только морально, но и финансово.

Так закончился третий фестиваль «Спутник», за десять дней показавший Варшаве более 150 российских фильмов, от старых советских до новейших премьер (как сказал на пресс-конференции Михаил Швыдкой, в Москве не было фестиваля такого масштаба и, наверное, не будет).

Фестиваль проходит в том самом высотном здании (в народе его называют «подарок Сталина»), которое министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски во время празднования нынешнего Дня независимости предложил взорвать как символ тоталитаризма. Среди прочего в этом здании есть кинотеатр «Кинотека» с восемью залами, и в пяти из них с утра до вечера показывали русское кино. В залах не скажу, чтобы лом, но публика ходит -- по утрам народу немного, по вечерам и в выходные гораздо больше. В основном полные залы собирают новое кино и те режиссеры, которые уже известны в Польше: или по старым советским временам, или уже по нынешнему прокату, или по победам на фестивалях. Из современных режиссеров, как кажется, больше всего любят Балабанова и Звягинцева, чтят Андрея Кончаловского Валерия Тодоровского, Павла Лунгина и, конечно, Никиту Михалкова (которого, похоже, сейчас сменил в роли главного народного кинематографиста Тимур Бекмамбетов, ведь у него снялась сама Анжелина Джоли), знают Германа-мл., полюбили фильм Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными» и «Кислород» Ивана Вырыпаева. Российские актеры в Польше пока не звезды (больше всего журналистов интересовала встреча с Николаем Валуевым, приехавшим представить фильм «Каменная башка»). Но, конечно, на сеансы в «Кинотеку» ходит не обычная массовая, а более подготовленная публика -- по мнению члена жюри фестиваля кинокритика Януша Врублевски, таких зрителей в Польше никак не больше 50 тыс. (столько же, если верить мнению наших продюсеров, сколько и в России, что, конечно, не в нашу пользу: все-таки численность населения несравнима). В прошлом году «Спутник» посетило около 20 тыс. зрителей. В этом году организаторы рассчитывают, что придет не меньше 50 тыс. -- фильмы из программы после фестиваля получат еще 27 кинотеатров из 27 городов Польши (просили 37, но не получилось обеспечить всех).

Помимо кино в фойе «Кинотеки» и «Культуры» (кинотеатра, принадлежащего министерству культуры, он в самом центре, рядом со Старым городом, там показывали ретроспективу Шукшина и Тарковского) выступают музыканты -- поют песни Высоцкого и Окуджавы. Днем из динамиков звучит хор Александрова -- это любимцы содиректора фестиваля Петра Скульски, он организовал гастроли хора по Польше, которые посетили 45 тыс. зрителей. Открыты выставки, но они не слишком заметны -- пространство организовано иначе. Зато каждый заметил женщину по имени Татьяна, которая сидела за столом рядом с кипящим самоваром и всех угощала чаем с вареньем. Татьяна -- волонтер, то есть пришла на фестиваль по собственной инициативе и работает бесплатно. «Спутник», в сущности, и держится на волонтерах -- их здесь около сотни. Они встречают и сопровождают гостей, дежурят в кинотеатре, дают консультации. Это в основном студенты, изучающие русскую культуру и язык, они доброжелательны, отзывчивы и охотно обсуждают кино. Показанные на открытии «Стиляги» им, в общем, понравились, но многие сочли фильм простоватым и слишком голливудским, кроме того, молодые не знают музыки 80-х, использованной в картине. Тем не менее на открытии фильм прошел с большим успехом. От русского кино ждут ярких откровений или сильных чувств, но поляки гораздо более склонны смотреть медитативные, настроенческие фильмы, чем их российские сверстники.

Среди публики фестиваля молодежь преобладает, хотя ходят на него и те, кто еще помнит и любит советское кино, и бывшие наши граждане, живущие в Польше. Фильмов из России здесь совсем не показывали с 1989 года, выросло поколение, не знающее русского языка. Но теперь, говорят, учить русский стало модно, и если 30-летние его почти не знают, 20-летние охотно выбирают вторым после английского. И как нам все рассказывали, поляки не поддерживают нынешнюю российскую политику, но искренне готовы воспринимать русскую культуру.

Фестиваль «Спутник» и затеян для того, чтобы не просто привлечь внимание к кино России, но и сделать его необходимым, модным и привлекательным. Задумали его люди, не имеющие к кино профессионального отношения, -- до фестиваля они занимались маркетингом и рекламой и решили, что при помощи рекламных технологий сумеют раскрутить этот подзабытый, но привлекательный бренд.

Как это делается

Директор фестиваля Малгожата Шляговска-Скульски, молодая красивая женщина, рассказала нам, что русское кино любила с детства, им очень увлекались ее родители, и даже русский язык она выучила по фильмам. Опыта работы с фестивалями у нее не было никакого, но три года назад она смело взялась за дело, и получилось удачно: 64 фильма, 16 тыс. зрителей и хорошая пресса. После чего открыла в Польше прокатную фирму «35 ММ» и взялась за показы российских фильмов в кинотеатрах и издание дисков под грифом «Из коллекции «Спутника». По ее словам, с 1989 года за 12 лет в Варшаве было показано в прокате только десять фильмов и столько же -- всего за два года существования ее компании. Хотя в штате фестиваля только 18 человек (и тех нанимают на четыре месяца, а в остальное время сотрудников меньше, поскольку бюджет небольшой -- 150 тыс. долл., из них 1 млн руб. теперь дает Минкульт РФ), его организаторам удается сделать так, чтобы о «Спутнике» в Польше не забывали весь год. Пять месяцев, с сентября по январь, про фестиваль говорят везде -- в связи с его подготовкой, открытием, проведением и длинным эхом по другим городам, а потом выходят фильмы на дисках... Даже на «Шультес» Бакура Бакурадзе, хороший, но трудный для зрителя фильм, им удалось собрать больше 8 тыс. зрителей -- в Москве такого не получилось. Все это не приходит само собой, говорит пани Малгожата, поляки еще плохо знают российское кино и надо много работать, чтобы вызвать у них интерес.

Если осенью в Польше все склоняют новые русские фамилии, то весной в Москве открывается фестиваль польского кино «Висла». Пока его у нас не очень знают: в России у польского фонда «Поддержка» нет таких возможностей, как на родине, все же в прошлом году на открытии зачитали приветствие от Путина, что говорит о больших амбициях устроителей.

Большие надежды

Если Малгожата Шляговска -- энтузиастка и любительница кино, то ее муж Петр Скульски, содиректор фестиваля, председатель компании «Европейское агентство рекламы», не слишком вникает в особенности кинематографического обихода. Его задача -- обеспечить фестивалю поддержку со стороны государственных структур и использовать его влияние в своих интересах. На вопрос, зачем ему фестиваль, Петр отвечает обескураживающе прямо: «Я собираюсь баллотироваться на президента Польши». Он уверен, что на ближайших выборах, которые пройдут осенью будущего года, ему удастся если и не стать президентом, то уж по крайней мере возглавить новую парламентскую партию. 15% голосов -- это тот минимум, на который рассчитывает господин Скульски, но надеется он на лучший результат. Потому что, говорит он, полякам сейчас не из чего выбирать, все равно что между черной оспой и чумой, а он готов предложить им не чудо, а очень конкретный план -- «хорошие отношения между Польшей и Россией, которые сделают нашу жизнь полегче». У нас похожая ментальность, нам выгодно торговать, и к тому же Россия способна защитить нас от угрозы с Дальнего Востока -- вот вкратце политическая платформа господина Скульски. Фестиваль -- хороший способ познакомить польскую публику с Россией, и тут Петр вспоминает знаменитую фразу Ленина про важнейшее из искусств.

На вопрос, а годится ли современное российское кино с его депрессивными и нелицеприятными по отношению к современной жизни высказываниями, Петр ответил неожиданно: «Я рад, что сейчас в России на кино очень мало влияет власть. Оно свободно, и оно часто говорит правду. Да, в России есть проблемы, не все в порядке, но, с точки зрения поляков, у нас тоже не все в порядке. Много общего... Мне очень понравился фильм «Груз 200», это тяжелый фильм, но он показал, что в России сейчас демократия, такое кино можно снять только в демократичном государстве, иначе автор был бы уже за решеткой, а я не слышал, чтобы у господина Балабанова были бы неприятности... Это значит, что сейчас перемены в России обалденные, раньше никто не смог бы даже подумать так, 20 лет назад все было иначе: сейчас никто не боится говорить открыто, а тогда все молчали».

Впрочем, кое-что в нашем кино все-таки смущает и оптимиста Петра. Например, увидев фильм «Царь» на Московском фестивале, он порадовался тому, что не является русским, хотя сама картина ему очень понравилась, но она «грустная и тяжелая». Поэтому для церемонии открытия они выбрали «Стиляг» и не прогадали, говорит Петр, все зрители -- от вице-премьера Польши и посла России до обычных зрителей -- остались очень довольны.

Но как бы хорошо ни воспринимали в Польше русское кино, главное идеологическое оружие будущего политика -- хор Александрова, ансамбль «Березка», казачий коллектив из Липецка, с этими тяжеловесами он намерен завоевать сердца поляков и уверен, что это получится. На вопрос, не слишком ли воинственным у него получается лицо России, Петр отвечает, что крепкая и сильная Россия подарит Польше надежную защиту. В западных союзников Петр не верит -- слишком часто они обманывали.

Что ж если кинофильмы, говорящие грустную правду, -- единственное свидетельство демократии в России, то да здравствует кино! Впрочем, пока у нас все делается для того, чтобы в будущем на фестивале в Польше образ России был куда бодрее -- недаром Никита Михалков требует от кинематографистов описания прошлых военных подвигов. Только сдается мне, для нынешних европейцев, которыми поляки, безусловно, сегодня являются, персонажи Сигарева и Вырыпаева куда привлекательнее, чем героический имидж полководца Суворова.
Алена СОЛНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.11.2009
«Гамлетом» Оскараса Коршуноваса открылся фестиваль NET
Самые нетерпеливые московские театралы, съездившие месяц назад на фестиваль «Балтийский дом», уже успели увидеть премьеры двух главных литовских постановщиков -- «Идиота» Някрошюса и «Гамлета» Коршуноваса... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  16.11.2009
В Польше за десять дней показали 154 российских фильма
Вчера польский фестиваль российского кино «Спутник» объявил итоги конкурса. Первое место и приз в 6 тыс. евро получил фильм Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат», второе -- «Палата №6» Карена Шахназарова, а третье -- «Волчок» Василия Сигарева... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.11.2009
В Берлине показали спектакль о шпионе-трансвестите
Танцевальный фестиваль Spielzeit Europa, что продлится до декабря и представит жителям немецкой столицы сочинения Саши Вальц, Майкла Кларка и дебют в качестве хореографа примы Берлинского балета Нади Сайдаковой, открылся спектаклем «Еоннагата»... >>
//  читайте тему:  Танец
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама