N°205
09 ноября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.11.2009
Андрей Кравчук: Образ времени не создашь без фактов
Телеверсия фильма «Адмирал» была своего рода экспериментом: чтобы пытаться вторично собрать уже знакомую с сюжетом аудиторию, нужно обладать известной смелостью. И «долгоиграющим» творческим запалом, чтобы в течение года делать как бы новое кино из уже существующего материала, частично вошедшего в киноленту. Фильм вышел на экраны, став гораздо более «разветвленным» тематически и позволив зрителям вдоволь понаблюдать за игрой актеров -- Сергея Безрукова, Анны Ковальчук, Егора Бероева, Владислава Ветрова, героям которых в киноварианте были отведены лишь эпизоды.

-- Итак, год спустя после кинопремьеры на телеэкранах появился многосерийный «Адмирал». В чем принципиальная сюжетная разница?

-- Телеверсия -- совершенно иное произведение, нежели кинолента. Если в кино мы говорили об одной линии -- любовной, то теперь появились несколько практически самостоятельных сюжетов: Каппель, атаман Семенов, Софья Колчак, Сергей Тимирев. Появилась и «детская» тема -- фигурируют сыновья -- Володя Тимирев и Ростислав Колчак. Они очень важны для погружения в контекст эпохи и раскрытия образов главных героев. Хотя, конечно, доминанта «Колчак -- Тимирева» остается.

-- Что первично для вас -- художественная реальность или историческая правда?

-- Как режиссера меня интересует образ времени, а его не создашь без фактов. Тем более когда речь идет о реальных исторических персонажах. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше черпаешь материала для этой художественной реальности.

-- А как создается образ времени?

-- Для меня принципиально важно узнать подробности происходивших событий, почувствовать характеры, проследить поведение, какие-то штрихи, -- словом, все то, что создает атмосферу картины. Потому мы так серьезно погружались в документы - протоколы допросов, белую и красную прессу того времени, мемуары, историю морских сражений начала ХХ века, даже журналы мод. Нужно было создать образ времени. Это было «концентрированное время», и я почувствовал притяжение той эпохи.

-- Вы делали фильм о реальных людях -- я имею в виду главных героев, или о художественных образах?

-- Любой художественный рассказ о реальных людях -- это художественный образ. «Адмирал» -- это наша интерпретация того, что случилось с этими людьми.

-- В телефильме появилась тема семейных отношений -- Колчака с женой и Тимиревой с мужем. Это даже не любовный треугольник, это квадрат, причем реально существовавший...

-- Для меня важен нравственный аспект. Все участники этого «квадрата» смогли не потерять чувства собственного достоинства и сохранить уважение друг к другу. И сегодня, когда такие отношения кажутся совершенно неправдоподобными, мне было важно показать их без излишней «сладкости» и без смакования. Ведь и Сергей Тимирев, и Софья Колчак любят своих супругов, зная всю правду или почти всю. Любить -- это не только прощать, еще важнее понять. Ведь любовь неотделима от жертвы.

-- Почему в фильме Колчак объясняется в любви Тимиревой, а не она ему, как это было в действительности?

-- Нам не хватало поступков, которые главный герой внутренне готовил бы, которые совершал бы вне войны. В любви в действительности вела Тимирева, и если в любовной линии отдать ей первенство, то Колчак в нашем фильме стал бы «размываться». Что было невозможно: любовная линия -- стержень, на который «нанизываются» в нашем повествовании и войны, и революции. Потому решили объяснение отдать ему. Она была мудра женской мудростью -- и в письмах, и в реальных отношениях. Анна была хорошей слушательницей и читательницей, она давала ему возможность раскрыться, стать как бы умнее, выглядеть образованнее, при ней он становился блестящим... Она ничего никогда не требовала.

-- Для вас Колчак -- личность, которой вы восхищаетесь или с которой вы, так сказать, дискутируете?

-- «Восхищаюсь», может, слишком сильный эпитет... Хотя я ему однозначно симпатизирую. Восхищение вызывает, пожалуй, негромкая мужественность, ощущение долга. Колчак категорически не умел проигрывать. Считал, что проигравший всегда неправ. И не умел быть неправым. Хотя вину и ответственность за поражения брал на себя. Ему не надо было идти в политику, слишком был честен. Он совершенно не разбирался в людях.

Я его не идеализирую. Колчак был блестящим флотоводцем. Сориентироваться же в сухопутной неразберихе Гражданской он не смог. Потому и кидался к одному министру, к другому, искал опоры. Ему было тяжело, ведь не было ни у него, ни у его подручных четкого представления: что дальше? Колчак знал, и мы показываем это в фильме, что ноша Верховного правителя не для него. И ощущал, что кроме него эту ношу никто не возьмет. И должность Верховного правителя, и арест для Колчака -- звенья одной цепи. По-моему, Константин Хабенский очень хорошо это сыграл.

-- Колчаковцы в вашем фильме -- патриоты. А красным вы в этом отказываете?

-- А как можно считать патриотами политиков, которые выступают за поражение России в войне, которые не признают законов и провоцируют кровопролитие? Колчак продолжал войну с немцами, считая большевиков их наемниками.

-- Гражданская война в фильме «Адмирал» показана почти без крови, без смакования «окопной правды». По нынешним временам -- такая же редкость, как и отсутствие идеологических полюсов: красные плохие -- белые хорошие. Или наоборот...

-- А мы не хотели деления на сугубо положительных и сугубо отрицательных героев. Зверства и жестокости были с обеих сторон. И убежденность была, переходившая в исступление. В реальном бою, как мне представляется, идеология не может быть на первом плане. Каждый солдат воюет за себя, за свой дом, за Родину. И все. В окопе нет места абстрактным истинам. Белые воевали за Россию, воевали любой ценой, невзирая на частности, а для народа эти «частности» были принципиальными. Потому белые и проиграли, хотя были правы. А для большевиков сама Россия была частностью, они воевали за «мировой интернационал», и выиграли, потому что понятно говорили и много обещали. Ошибка Колчака в том, что он, будучи безупречно честным, как мне кажется, не давал обещаний, которые не мог выполнить. А красные именно этим и занимались. Мне было важно показать большевиков такими -- без упрощений. И белых -- без идеализации, которая в последнее время стала общим местом как в художественных произведениях, так и в исторических. Белым не хватило имевшейся у красных абсолютной агрессии. Это погубило их и Россию.
Беседовала Юлия КАНТОР, доктор исторических наук




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.11.2009
В течение трех недель зрительская аудитория была расколота. Одни на «Первом канале» наблюдали за драматической любовной историей адмирала Колчака и Анны Тимиревой, развивавшейся на фоне трагедии Белого движения... >>
  • //  09.11.2009
Решивший экранизировать первые романы Юлиана Семенова о легендарном Исаеве, Штирлице -- «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен» Сергей УРСУЛЯК шел на двойной риск... >>
  • //  09.11.2009
Телеверсия фильма «Адмирал» была своего рода экспериментом: чтобы пытаться вторично собрать уже знакомую с сюжетом аудиторию, нужно обладать известной смелостью. И «долгоиграющим» творческим запалом, чтобы в течение года делать как бы новое кино из уже существующего материала, частично вошедшего в киноленту... >>
  • //  09.11.2009
Доктор юридических наук, генерал-лейтенант Василий ХРИСТОФОРОВ выступает в роли «зрителя-рефери» фильмов «Адмирал» и «Исаев» по нескольким причинам... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама