N°192
19 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.10.2009
Ревность к беспечности
Василий Петренко продирижировал Российским национальным оркестром

Тридцатитрехлетний Василий Петренко (на снимке) -- один из самых интересных и многообещающих российских дирижеров нового поколения, уже активно работающих на Западе. И хотя его имя мало известно московской публике (Петренко начинал в Петербурге, сейчас трудится в Ливерпуле), его дебют с Российским национальным оркестром прошел в атмосфере некоторой ажитации и вызвал в аудитории самые разнообразные чувства -- от восхищения до ревности.

Последняя особенно остро ощущалась теми, кто считает себя поклонником и сторонником Владимира Юровского, дебютировавшего с оркестром РНО в 2002 году при схожих обстоятельствах и даже с чем-то схожей программой. Взаимоотношения Юровского и РНО развивались стремительно и достигли кульминации, когда дирижер едва не разделил с Плетневым его полномочия, однако теперь между ними похолодало. И если кто-то в зале Чайковского рассматривал Петренко как юного конкурента, наступающего на пятки, или просто активно сравнивал стили и уровень работы маэстро, это вносило в дебют дополнительную интригу. Но все же не сильно отвлекало от работы дирижера с РНО, выполненной, сразу скажем, не без изящества и лихости, но аккуратно и убедительно.

Василий Петренко (не путать с Кириллом Петренко, взятым в Большой театр в качестве одного из пяти приглашенных дирижеров) получил серьезные западные ангажементы после побед на нескольких престижных дирижерских конкурсах (в том числе Гран-при в Барселоне на конкурсе «Кадакес» в 2002 году, через год -- вторая премия на конкурсе Прокофьева в Петербурге).

С 2006 года он руководит Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. При этом критика отмечает заметный оркестровый рост, а менеджмент продлевает с Петренко контракт до 2012 года. За три года Ливерпульский филармонический добился серьезных успехов, например, дебютировал на престижном лондонском фестивале The BBC Proms, потом вошел в тройку «самых перспективных оркестров мира» по версии журнала Gramophone и, наконец, получил премию «Ансамбль года» от Королевского филармонического общества Великобритании. Сам Петренко еще в 2007-м был назван «Артистом года» (Gramophone Awards) и в 2008-м был назначен руководить еще Национальным молодежным оркестром Великобритании (с которым он тоже уже успел появиться на Proms). А в детально расписанных планах на несколько сезонов выступления с лучшими американскими и европейскими оркестрами, с японским оркестром NHK и оперные ангажементы в Париже и Глайндборне (где художественным руководителем трудится как раз вышеупомянутый Владимир Юровский).

С плетневским оркестром Василий Петренко сыграл программу, в равной степени амбициозную и непретенциозную. По краям -- Равель и Дебюсси (в дебютном выступлении Юровского семь лет назад тоже был Дебюсси, правда, другая музыка, но в стилистике также преобладала мастеровитая грациозность). В центре -- Берлиоз (симфонические фрагменты из драматической симфонии «Ромео и Юлия»), что добавляло программе оригинальности, но не тяжеловесности. Хотя музыка Берлиоза в отличие от «Альборады» Равеля и партитур Дебюсси (прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» и «Море») весьма виртуозна и категорически не на слуху, ее исполнение не вышло за рамки общей концертной линии -- элегантной и профессиональной оркестровой игры, в основе которой не прихотливая концептуальность или сложные смыслы, но легкие конструкции, выстроенные эффектно, аккуратно и даже мускулисто очерченные. С удовольствием и без видимого напряжения Петренко добивался от оркестра прямо-таки волшебных звучаний, галантно и бодро распределяя в импрессионистских формах прозрачную звукопись и плотность компактных тутти. Оркестр звучал заинтересованно и послушно, и, кажется, музыканты на сцене получили друг от друга столько же удовольствия, сколько и публика от их взаимодействия. Здесь не было той взаимной истерики восторга, сопровождавшей недавнее появление Александра Лазарева за пультом оркестра Большого театра. Но не было и ни капли узнаваемого равнодушия, которым оркестр и дирижер иногда удостаивают друг друга, когда речь идет о скуке непрофессионализма. Что до беспечности, сквозящей в интерпретациях маэстро, еще не обремененного годами бесконечной пахоты тут и там, она в нашей суровой местности едва ли не украшение.
Юлия БЕДЕРОВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.10.2009
«Весельчаки» на экранах России
Фильмы о травести-героях пекутся во всем мире конвейерным способом. В большинстве из них действительность ввергается в вихрь такой карнавальной вольницы, что о привычном порядке вещей и думать не думаешь. Да и ни к чему он -- выныривать из голубо-розового кемпового сна ой как не хочется... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.10.2009
Василий Петренко продирижировал Российским национальным оркестром
Тридцатитрехлетний Василий Петренко (на снимке) -- один из самых интересных и многообещающих российских дирижеров нового поколения, уже активно работающих на Западе... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  19.10.2009
О фотокартинах Григория Майофиса
Мир есть мое развлечение. Это кредо постмодернизма, двадцать лет назад сформулированное Егором Радовым в романе «Змеесос», исповедует Григорий Майофис, фотограф из Петербурга... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.10.2009
Сегодня открывается фестиваль «Театральная паутина»
Из всех искусств для нас важнейшим становится Интернет. Поэтому «Театральная паутина» -- уникальный фестиваль. Дело не только в том, что пионерской была сама идея проведения театрального фестиваля в Интернете -- прежде так не делали нигде и никогда. Но и все шестилетнее существование проекта в некотором смысле не имеет аналогов... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама