N°19
05 февраля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.02.2009
Саммит вторых лиц
Сегодня открывается 59-й Берлинский международный фестиваль

версия для печати
«Хоть плохонький, да свой», -- решил директор Берлинале Дитер Косслик и поставил на открытие фильм своего соотечественника Тома Тыквера International, международный триллер с участием Клайва Оуэна и Наоми Уоттс на актуальную тему махинаций зловредных банков. Еще десять лет назад, после венецианской премьеры сногсшибательной «Беги, Лола, беги», Тыквер рассматривался как главная надежда европейского кино. Сегодня, десять лет спустя, его помнят скорее как режиссера европудинга с сомнительным запахом («Парфюмер») и всерьез не принимают. Зря или не зря -- читайте в ближайших номерах. Но тенденция понятна. Берлин часто, слишком часто хватается за известное имя, забыв о современном художественном качестве.

Обзор фильмов еще не состоявшегося фестиваля -- дело скучное и муторное. Прежде всего потому, что слишком часто программа, на бумаге выглядевшая весьма убедительно и даже сенсационно, на деле оказывается пшиком. Особенно часто грешит этим Берлинале. Поэтому хотя конкурс пестрит знаменитыми именами Бертрана Тавернье, Франсуа Озона, Анджея Вайды, Коста-Гавраса, Стивена Фрирза, Чена Кайге и Тео Ангелопулоса, об их фильмах пока ни слова. Поговорим лучше о плюсах и минусах фестиваля, который уже много десятилетий подряд входит в тройку крупнейших кинособытий Европы.

Чаще всего Берлинале упрекают в политизированности. В этом есть доля правды, но утверждение, что награды фестиваля обеспечены, стоит только скорчить правильную политическую мину, -- это явный перегиб. Прежде всего не надо забывать о том, что главные берлинские открытия последнего десятилетия проходят по ведомству социально-политического кинематографа. Что ни говори, но «Объединенная зона безопасности» (2000) Пака Чан Ука -- это драма о судьбе разделенной Кореи, «Головой о стену» (2004) Фатиха Акина -- лав-стори во взрывной среде турецких иммигрантов в Германии, а «Капризное облачко» (2005) Цая Мин-Ляна -- антиутопия с экологическим уклоном. Кроме того, социальный крен внеконкурсной «Панорамы» приводит к тому, что в Берлине появляются лучшие документальные фильмы о том, как живут люди в самых разных уголках земли. Такой богатой и разнообразной программой в жанре нон-фикшн может похвастаться только американский «Сандэнс», но уж никак не Канн или Венеция.

Второй упрек Берлинале сугубо русского производства -- отсутствие наших фильмов в конкурсе. Действительно, в новом столетии приглашение в берлинский конкурс получил пока только Александр Сокуров с «Солнцем» (2005). Но фестиваль не выставка достижений народного хозяйства, и скромные показы в параллельных программах (так в прошлом году прошла «Нирвана» Игоря Волошина в «Форуме»), на мой взгляд, имеют больший вес, чем всенародный позор, которым часто заканчиваются премьеры в «официальной программе». Вот и в этом году можно многого ждать от «Москвы 88» дебютанта Павла Бардина и «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова.

И единственный, пожалуй, упрек, который можно по делу предъявить Берлинале, -- это чрезмерное увлечение «красной дорожкой». Дело даже не в привозных голливудских звездах, а в общем уровне победоносного государственнического пафоса, в чем-то роднящего Берлинский фестиваль с его младшим московским братом. Как уже говорилось, эта чрезмерная увлеченность собственным статусом слишком часто приводит к эффекту потемкинской деревни.

Впрочем, открытие 59-го Берлинале можно приветствовать со сдержанным оптимизмом. Для меня главная причина хорошего настроения -- Тильда Суинтон в роли председателя жюри, которая кому-то известна как муза Дерека Джармена, а кому-то как Белая Ведьма из «Хроник Нарнии». Как бы то ни было, в максимально продвинутом и бескомпромиссном вкусе ей не откажешь. (Забавно, что, узнав о Берлинском выборе председателя, Канн ответил на него приглашением Изабель Юппер.)

Кроме того, как показывают многочисленные примеры, в том числе и из недавней истории, вторые лица часто оказываются интереснее и влиятельнее первых.
Алексей МЕДВЕДЕВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.02.2009
Новое руководство Союза кинематографистов готовится к войне с Никитой Михалковым
Вчера состоялась пресс-конференция нового председателя Союза кинематографистов Марлена Хуциева и членов его правления. За столом президиума сидели Эльдар Рязанов, Вадим Абдрашитов, Павел Финн, Гарри Бардин, Виктор Матизен, Юрий Богомолов... >>
  • //  05.02.2009
Опера «Братья Карамазовы» на фестивале «Золотая маска»
Регулярный проект «Премьеры Мариинского театра в Москве», организованный фестивалем «Золотая маска», открылся во вторник показом удивительной мариинской продукции -- оперы композитора Александра Смелкова и либреттиста Юрия Димитрина «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Василия Бархатова и сценографа Зиновия Марголина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.02.2009
Эрленд Лу. Мулей. Перевод с норвежского Ольги Дробут. -- СПб.: Азбука, 2009. Основоположник наивного письма, идеолог «новой искренности» и фанатичный собиратель доисторических коньков в своем последнем романе обосновывает новую социальную программу... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  05.02.2009
В прокат выходит главный претендент на «Оскара» -- «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Конечно, это самый необычный фильм за последние годы -- идея показать в кино, как родившийся стариком человек постепенно становится молодым, уже революционна... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.02.2009
Morrissey / Years Of Refusal (Decca). Холеный красавчик и позер Стивен Патрик Морриси прославился в составе группы восьмидесятнических рокеров-романтиков The Smiths, и последние 20 лет кропает сольные альбомы, доверху наполненные эстетством и пафосом... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.02.2009
Сегодня открывается 59-й Берлинский международный фестиваль
«Хоть плохонький, да свой», -- решил директор Берлинале Дитер Косслик и поставил на открытие фильм своего соотечественника Тома Тыквера International, международный триллер с участием Клайва Оуэна и Наоми Уоттс на актуальную тему махинаций зловредных банков... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика