N°175
24 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2009
20 лет российскому рынку IT
Опыт развития отечественной IT-индустрии может пригодиться всей экономике

версия для печати
В этом году отечественная IT-отрасль отмечает свое двадцатилетие. Забытое постановление Совета министров СССР гласило: «Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике перевести с 1 января 1989 года все подведомственные предприятия, объединения и организации на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Кооперативы и другие специфические организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности, например совместные предприятия, разрешенные в 87-м году, к тому времени уже существовали. После упомянутого постановления из числа серьезных и квалифицированных людей, профессионально связанных с IT, поневоле выделились первые предприниматели, которые как раз к осени 89-го успели начать собственный бизнес. Поэтому можно утверждать, что российскому IT-рынку именно сейчас исполняется 20 лет. Так считают «ветераны движения» из «Аквариуса», приснопамятного «Микроинформа» и прочих российских IT-компаний первой волны.

Время оглянуться назад и подвести некоторые итоги. Главный итог таков: в списках крупнейших российских компаний (например, «Финанс-500») где-то в середине первой сотни встречаются компании, специализирующиеся на IT. Масштаб их бизнеса сопоставим, например, с «Северной верфью» в Санкт-Петербурге (47 млрд руб.) или с КАМАЗом (100 млрд рублей).

Все крупные IT-компании России -- это компании «новой экономики», компании, созданные с нуля, без приватизации активов бывшего СССР. Все они развивались не благодаря, а скорее вопреки государству. Им помогало лишь одно: потребность в IT, спрос на IT. Спрос этот демонстрировали и демонстрируют государственные органы, предприятия, частные компании, население.

Спрос на IT рос и растет во всем мире, Россия тут не исключение. Но специфика IT-развития нашей страны состоит в том, что наша индустрия, как и банковское дело и розничная торговля, поднималась вместе с рынком. Не было банков -- и вот они. Не было IT-индустрии -- возникла и развивалась, несмотря на младенческий возраст, вместе с мировой IT-индустрией.

Рискнем утверждать, что если бы не IT-компании, рынка в России не было бы до сих пор. Ну как можно сегодня конкурировать, не используя компьютеры?

С появлением IT-рынка исчезла целая отрасль советской экономики -- производство вычислительной техники. Убиваться по этому поводу не стоит. Пытаться обойти страны Юго-Восточной Азии на поприще производства этой продукции бессмысленно. Тому, кто не верит, стоит посетить заводы в Китае и на Тайване, увидеть, как маленькие ручки (да-да, именно так, вручную) бесчисленных азиатских рабочих собирают клавиатуры, ноутбуки, вставляют крохотные детали в печатные платы (с последующей волновой пайкой этих плат), а многочисленный персонал в спецодеждах копошится в «чистых комнатах». Планы производить собственную электронику после этого должны исчезнуть сами собой. А если внимательно осмотреться по сторонам и обратить внимание на кооперацию IT-индустрии с мировыми гигантами химии и других отраслей (дело в том, что химия -- это пластмасса, а любое IT-устройство ее требует: корпуса, клавиши, платы, клипсы, изоляция проводов; именно химическая промышленность нужна для IT-развития, хотя и цветная металлургия тоже, конечно, важна), станет окончательно ясно: мы должны искать не «собственный путь», а место в мировом разделении IT-труда.

Крупнейшие IT-компании России высокопрофессиональны. Они не боятся конкуренции со стороны иностранных игроков. При этом не защищены ни протекционистскими мерами, как отечественный автопром, ни лицензиями, как разработчики недр или связисты, ни административными барьерами, как банкиры и финансисты. IT-компании живут и работают в России, переживают кризисы и подъемы, терпят произвол чиновников (если чиновники не обращают на IT пристальное внимание -- вот и славно, считают в индустрии), попытки госрегулирования или господдержки. Создают рабочие места. Платят налоги. Помогают делать жизнь лучше.

Успех? Положительный пример? Не совсем. Среди десятков и сотен IT-компаний за 20 лет возникла всего лишь одна мирового уровня -- это «Лаборатория Касперского». Почему мирового уровня? Потому что она может переместиться хоть в Индию, хоть на Луну и продолжать там успешно работать и потому что это крупная компания, планетарного масштаба. Все остальные IT-компании «прикованы к Родине», а отдельные прецеденты их работы за рубежом скорее исключение.

Вся советская экономика была ориентирована на заказчика, которым выступало государство. Ориентация на «своего» заказчика по-прежнему жива. Более того, неуклонно расширяется, особенно с начала кризиса. И здесь не только разговоры (о господдержке, о расширении государственной собственности), но и конкретные действия. Например, повышение импортных пошлин на автомобили или увеличение госзаказа в отдельных отраслях. Не имеет значения, кто этот «свой» заказчик -- ВМФ и «Газпром» для «Севмаша» или российские граждане для «АвтоВАЗа». Все равно заказчик возьмет, вынужден будет это сделать. Потому что его заставят, не пряником, так кнутом. Исключительно из благих намерений конечно же.

На российском IT-рынке свободная конкуренция и ориентация на заказчика живут параллельно. И неясно, что более эффективно. Что сегодня -- свободная конкуренция или советская, по сути, ориентация на «своего» заказчика -- несет IT-компаниям больше пользы? Есть лишь один неоспоримый факт: ориентация только на «своего» заказчика как единственная бизнес-стратегия приводит к неминуемой гибели компании.

Многие IT-компании возникли как «придворные поставщики» (например, системные интеграторы или разработчики софта) и успешно развивались в этом качестве. Но в какой-то момент вынуждены были обратить внимание на то, что они находятся на свободном рынке. И развивать свои компетенции, чтобы отбиваться от конкурентов. Или, наоборот, использовать эти компетенции, чтобы заработать больше денег, расширить долю рынка, укрепить собственные позиции. А «окукливание» -- это неизбежная смерть, а не новая жизнь. Двадцатилетний опыт IT-рынка подтверждает это многими примерами, из которых нет исключений.

Может быть, об этом стоит помнить тем, кто полагает, что можно спасти предприятия, приказав отечественному потребителю размещать заказы на них, и только на них.

Что беспокоит IT-рынок в его юбилей? Не кризис, мировой или российский. Это фон, да и не в первый раз... Беспокоит административное давление и усиливающаяся зарегулированность. Не IT-рынка, не малого или среднего бизнеса, а предпринимательской деятельности вообще. Количество лицензий, разрешений, первичных документов, форм отчетности давно превысило все разумные рамки. И ведь не IT-бизнес специально регулируют, это следствие более общих причин. Вот, например:

-- саморегулируемые организации в строительстве (вы современное здание без IT-инфраструктуры, пусть и самой простой, видели?);

-- лицензии ФСБ на распространение шифровального оборудования (любое программируемое устройство, согласно тексту документа, может считаться таковым);

-- разрешения Госкомитета по радиочастотам на беспроводное оборудование (сотни и тысячи наименований номенклатуры, для домашних сетей в частности);

-- сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты (практически на все);

-- накладные, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные во множестве экземпляров с десятками подписей и печатей (тонны бумаги -- электронный документооборот, ау!);

-- таможенное оформление и ВЭД (отдельная песня)...

Список можно продолжить до бесконечности. В крупных IT-компаниях целые подразделения занимаются исключительно оформлением бумаг. Не разработками, не инженерной деятельностью, не бизнесом -- только бумагами. И это десятки тысяч людей по всей стране -- как адекватный ответ деятельности чиновничьего аппарата. Какая там производительность труда и соответствие мировым стандартам!

Закончить юбилейный материал, однако, хотелось бы на позитиве. Позитив есть. Осенью прошлого года ходоки от IT, как и весь бизнес, добивались от власти признания своей значимости и соответственно государственной поддержки. Не дождались. Получили ответ, который сводится к двум словам: «Сами справитесь». Это дорогого стоит -- уверенность государства в устойчивости собственного IT-рынка.





Подготовлено совместно с iToday.ru
Георгий КОЗЕЛЕЦКИЙ, вице-президент по региональной структуре компании OCS




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.09.2009
Академик РАН, директор Института системного программирования РАН, заведующий кафедрой системного программирования ВМиК МГУ, председатель Российской ассоциации свободного программного обеспечения Виктор ИВАННИКОВ рассказал нашему корреспонденту об уровне российской фундаментальной науки... >>
  • //  24.09.2009
Опыт развития отечественной IT-индустрии может пригодиться всей экономике
В этом году отечественная IT-отрасль отмечает свое двадцатилетие. Забытое постановление Совета министров СССР гласило: «Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике перевести с 1 января 1989 года все подведомственные предприятия, объединения и организации на полный хозяйственный расчет и самофинансирование»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика