N°122
13 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.07.2009
Твердая четверка
Завершился кинофестиваль в Карловых Варах

версия для печати
Организаторы 44-го Карловарского международного кинофестиваля не скрывали своей честолюбивой цели -- войти в четверку крупнейших европейских кинофестивалей наряду с Канном, Берлином и Венецией. Как ни странно, им это практически удалось. И дело не только в пристойном уровне конкурсной программы, где в этом году было несколько по-настоящему актуальных имен (венгр Дьердь Палфи с экспериментальной импровизацией «Я с тобой не дружу», немец Андреас Дрезен с «кино о кино» под многообещающим названием «Виски с водкой»). И не только в присутствии звезд (Изабель Юппер и Джон Малкович удостоились «Хрустальных глобусов» за вклад в кинематограф, а Антонио Бандерас получил приз президента фестиваля Иржи Бартошки). И даже не в фестивальных роликах, в которых на правах близких друзей снялись Дэнни Де Вито, Энди Гарсиа и Милош Форман.

Да, конечно, Локарно остается бастионом высоколобого авторского кино с уклоном в метафизику и визуальный минимализм. Да, Роттердам по-прежнему открыт для азиатского экстрима всех мастей, актуального видеоарта и жанровых экспериментов. Но Карловы Вары уверенно претендуют на должность дежурного по восточному и центральному сектору объединенной Европы. Здесь вполне успешно формируется рынок восточноевропейской кинопродукции, развивается механизм совместного производства, и все это активно поддерживается достаточно богатыми структурами Евросоюза. Так что все, кто интересуется кинорынком Восточной Европы, едут сюда. Количество зарубежных гостей (кинематографистов, продюсеров, дистрибьюторов, журналистов) -- это и есть тот показатель, по которому Карловарский фестиваль обходит многих своих конкурентов. И гости эти непраздные.

Несколько слов о врученных в минувшую субботу призах. Лучшим фильмом названа бельгийско-канадская драма «Ангел у моря» (режиссер Фредерик Дюмон разделит с продюсером денежный приз в 30 тыс. евро). Сыгравший в ней Оливье Гурме (любимец Дарденнов), давший клинически точную картину психопата, который доводит до ручки своего малолетнего сына, разделил приз за лучшую мужскую роль с Полом Джаматти (любимцем американских «независимых»). Джаматти сыграл актера по имени Пол Джаматти, переживающего профессиональный кризис и решающего избавиться от души хирургическим способом. Картина называется «Замороженные души» и снята в США француженкой Софи Барт, неплохо усвоившей уроки киноинститута «Сандэнс» и известного сценариста Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем»). Приз за лучшую женскую роль достался известной датской актрисе Паприке Стин, игравшей у Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. На этот раз она перевоплотилась в актрису-алкоголичку, которая после пребывания в реабилитационной клинике пытается восстановить отношения с сыновьями («Аплодисменты» Мартина Питера Зандвлита).

Лучшим режиссером назван Андреас Дрезен, один из самых интересных современных авторов, который на этот раз оказался чуть более предсказуемым, чем можно было ожидать («Виски с водкой»). Спецприз жюри у Абдолрезы Кахани за социальную драму из жизни современного Ирана «Двадцать», которая, если честно, смотрится немного бледновато рядом с роликами об уличных волнениях в Тегеране, регулярно появляющимися на youtube. И наконец, главный приз параллельного конкурса «К Востоку от Запада» присужден Андрею Хржановскому за «Полторы комнаты», документально-игровую фантазию на тему жизни и творчества Иосифа Бродского, снятую по сценарию Юрия Арабова.

Нельзя сказать, что уровень основной конкурсной программы в Карловых Варах непомерно высок. Разумеется, нет. В этом году и в Берлине половину конкурса можно было смело выбросить в мусорное ведро. Настоящего, неподдельного авторского кино сейчас снимается так мало, что всем фестивалям, кроме Каннского, часто приходится довольствоваться более или менее талантливыми имитациями. И все же 44-й конкурс показался куда более респектабельным и богатым на приятные сюрпризы. Конечно, отборщики Карловых Вар вынуждены ориентироваться на добротный европейский мейнстрим второго ряда. К нему принадлежали и «Свинки» Роберта Глинского, и «Вилла Амалия» Бенуа Жако с участием Изабель Юппер, и датские «Аплодисменты», и сам фильм-победитель. Но при этом у фестиваля уже сформировался свой круг не последних режиссеров, которым есть что сказать: поляк Кшиштоф Краузе, чех Петр Зеленка, хорват Винко Брешан, турок Фернан Оцпетек и другие.

Интересно, что культурный консерватизм Карловых Вар, похоже, становится осознанной позицией. Это понятно: фестивалю, стремящемуся расширить «большую тройку» (Канн, Берлин, Венеция) до «большой четверки», надо подчеркивать свою принадлежность к истеблишменту. Так что есть своя логика в том, что осталась без призов самая радикальная и, на мой взгляд, лучшая картина фестиваля -- «Волчок» Павла Сигарева (победитель сочинского «Кинотавра»).

«Волчок» -- это, конечно, кино несколько другого класса, чем то, к которому привыкли в Карловых Варах, и отборщикам пришлось за него побороться. До последнего момента продюсеры не без оснований надеялись на приглашение в Венецию или Берлин и лишь в последний момент дали согласие на карловарский конкурс. Трудно сказать, поможет ли это зарубежному прокату картины, но надо признать, что менее подходящего места, чем Карловы Вары, для «Волчка» было трудно придумать. Здесь любят кино гуманистическое, качественное, с прописанными социальными типами, связями и структурами. «Волчок» же с этой точки зрения -- живой парадокс, кино с острыми социальными приметами, но с абсолютно биологическим, редуцированным взглядом на природу человеческих отношений. Очень трудно примириться с мыслью о том, что героиня фильма губит собственную жизнь и жизнь своей дочери, не потому что денег нет ни на что, кроме водки, и вообще среда заела, а потому что хочет этого, по доброй, подлой и упрямой воле. А если этого не понять, то весь фильм покажется мизантропическим любованием картинами деградации и распада. Для Сигарева нужен был, наверное, другой фестиваль и другое жюри. А так специальное упоминание федерации киноклубов -- вот и все, что досталось «Волчку».
Алексей МЕДВЕДЕВ, Карловы Вары




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.07.2009
В прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия»
Сюжет «Разомкнутых объятий», как часто у Альмодовара, строится как череда флешбэков, постепенно возмещающих изначальную непонятность истории. Поэтому линейно пересказывать его не очень правильно, но мы попробуем этот рассказ минимизировать... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.07.2009
В московском парке «Коломенское» играет спектакли французский «Цирк иси»
В прошлом году мне уже приходилось писать про этот удивительный цирк: тогда представление Жоана Ле Гийерма «Секрет» во второй раз пригласили в программу Авиньонского театрального фестиваля -- небывалый почет. Небольшой шатер «Цирка иси» там разбили в одном из лицейских дворов Старого города... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  13.07.2009
Завершился кинофестиваль в Карловых Варах
Организаторы 44-го Карловарского международного кинофестиваля не скрывали своей честолюбивой цели -- войти в четверку крупнейших европейских кинофестивалей наряду с Канном, Берлином и Венецией. Как ни странно, им это практически удалось... >>
  • //  13.07.2009
В ГЦСИ выставкой «Русская красота» отметили десятилетие фонда культуры и искусства «Про Арте»
«Про Арте» -- самая успешная институция современного искусства Санкт-Петербурга. Созданный как негосударственный благотворительный фонд «Про Арте» поддерживается городским комитетом по культуре, российским Фондом Михаила Прохорова и американским Фондом Форда... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика