N°121
10 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.07.2009
Без помпы и пиара
Живопись Олега Павлова в Третьяковской галерее

версия для печати
В Выставочном зале в Толмачах, принадлежащем Третьяковской галерее, без шумной рекламы проходит камерная выставка Олега Павлова, одного из старейшин живописного цеха Москвы. Пройти мимо было бы обидно: здесь показывает избранное из того, что создано за семь десятилетий, истинный хранитель русской классической традиции. Жизнь мастера, чуждого погоне за мишурой званий, -- образец высочайшей культуры отношения к профессии живописца.

Привилегия крупных госмузеев -- возможность показывать не только художников-этуалей, но и тех, чье имя звучит негромко. Главный критерий, которым можно и должно тут руководствоваться, -- качество работ, а с этим у Павлова все в порядке. Он не просто давний выпускник знаменитой Суриковки, оплота московской живописной школы, он сам школа. И потому, что долго преподавал в родном вузе (его питомцы, ныне именитые, оживляются, вспоминая павловские уроки техники и технологии живописи и лекции по теории композиции, странным образом не входившие в основной учебный курс). И потому, что, с детства заболев страстью к путешествиям, возил студентов в дальние края, на практике учил их видеть природу, улавливать нюансы ее настроения, не сваливаясь в скучный натурализм. Подобные композиции, в «свежей» этюдной манере написанные в Крыму, на Алтае, в Заполярье и Литве, собраны на выставке в блоки, повествующие и об этапах биографии автора. А вот чего в экспозиции не покажешь, так это «корней» Павлова, который приходится правнуком пейзажисту Алексею Саврасову. В его семье были еще искусствовед Карл Герц, в середине XIX века создавший и по сей день существующую кафедру истории искусства в Московском университете, братья-фотографы Петр и Ефим Павловы, летописцы артистической жизни Москвы позапрошлого века, художник-авангардист Алексей Моргунов. Олег Павлов -- стойкий и щедрый хранитель наследия своей выдающейся семьи, которое он безвозмездно передал в музеи Москвы и Малоярославца. Так, Музей архитектуры получил богатый архив деда жены Олега Борисовича -- художника-архитектора Николая Курдюкова, который построил приют для вдов и сирот вблизи Галереи П.М. Третьякова. Увы, в этом здании, варварски перестроенном при советской власти, не нашлось уголка для мини-мемориала, где можно было бы рассказать о зодчем. Как не нашлось пока места для архивных раритетов и в Музее архитектуры, лишь мечтающем о постоянной экспозиции. Ну а самое главное, чего понять никак невозможно, -- это упорное нежелание властей предержащих пойти навстречу старому художнику и открыть наконец в Москве музей А.К. Саврасова, за создание которого много лет борется Олег Павлов.

Творческую ретроспективу, впервые организованную в национальной сокровищнице, сам Олег Борисович называет юбилейной: в этом году он отметил 50-летие педагогической деятельности, а с момента, когда осознал себя художником, исполнилось ровно 80. Солидный возраст -- еще не повод почивать на лаврах: заслуженный деятель культуры России, кандидат искусствоведения, член Московского союза художников, правнук Саврасова продолжает писать картины и вести научные исследования. Творчество Павлова дает пример жизнестойкости и потенциала развития, присущих московской школе живописи в ее лучших проявлениях. Как известно, сильный художник не боится выглядеть на кого-то похожим, поэтому Олег Борисович с благодарностью вспоминает Игоря Грабаря, который дал ему путевку в жизнь, увидев рисунки Павлова в детской художественной школе, и своих институтских наставников -- Николая и Бориса Чернышевых, Семена Чуйкова, Владимира Фаворского. С особой теплотой говорит о Леониде Казенине -- верном ученике Константина Истомина, который незримо присутствует в картине «Интерьер комнаты Истомина в Крыму». Павлов высоко ценит истоминское тонкое чувство цвета, как и светоносную живопись французов-импрессионистов: их он тоже считает своими учителями. Рассказывает и о знакомстве с Павлом Кориным, состоявшемся при работе над мозаиками на станции метро «Комсомольская-Кольцевая»: где-то там можно разыскать фигуру рабочего, для которой после трудовой смены Павлов позировал Корину.

Выставка демонстрирует удивительную гибкость и разносторонность Мастера. Тому во многом способствует личность художника -- подвижника, исследователя и экспериментатора, готового отстаивать свою позицию. Именно эти черты он проявил, стремясь дать в руки коллегам, внедрить на практике свое изобретение -- метод термофосфатной живописи. Более тридцати лет назад Павлов открыл технологию, которой не страшны ни дождь, мороз и ветер, ни вредные микроорганизмы. А значит, фреску на фасаде не придется подновлять через короткий срок! Свое любимое детище -- термофосфатные краски -- художник опробовал в разных видах и техниках; изобрел особую пастель, на очереди акварель, а в творческом багаже в последнее десятилетие появились росписи в московских монастырях -- Старо-Симонове, Новоспасском (там в 2007-м Павлов создал большую композицию «Преображение»), даже в православной часовне в Дахау.

Войдя в одну из старейших обителей Первопрестольной, Спасо-Андроников монастырь, вы обратите внимание на образ Спаса Нерукотворного над входом в храм XV века. Эту роспись в строгом соответствии с византийском каноном, которого придерживался расписавший когда-то храм Андрей Рублев, выполнил Олег Павлов.
Елена ШИРОЯН




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.07.2009
Многолюдные фестивали наступающих выходных
Через десять лет после проведения первого фестиваля «Нашествие» многолюдное мероприятие снова поменяло свой адрес. Сегодня «Нашествие» откроется не в поселке Эммаус, как было в последние годы, а в Большом Завидово (115 км от Москвы по Ленинградскому шоссе)... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  10.07.2009
Бригада драматургов освоила кировскую реальность
Проект «Живому театру -- живого автора» придумали худрук кировского Театра на Спасской Борис Павлович, обозреватель московской «Афиши» Елена Ковальская и продюсер Надежда Конорева... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.07.2009
Живопись Олега Павлова в Третьяковской галерее
В Выставочном зале в Толмачах, принадлежащем Третьяковской галерее, без шумной рекламы проходит камерная выставка Олега Павлова, одного из старейшин живописного цеха Москвы. Пройти мимо было бы обидно: здесь показывает избранное из того, что создано за семь десятилетий, истинный хранитель русской классической традиции... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама