N°8
24 января 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.01.2008
Проповедник на подиуме
Теодор Курентзис исполнил концерт своего абонемента

версия для печати
Персональный филармонический абонемент Теодора Курентзиса интересен тем, что этот дирижер всегда исходит из абсолютной уверенности в собственном праве превращать Чайковского, Рахманинова, Малера и других гениев в персонажей своего внутреннего мира. А попав туда, последние непременно обретают специфическую яркость интонации.

В первом концерте абонемента была исполнена в том числе Шестая симфония Чайковского, и до сих пор этот вечер невозможно забыть. Сыгранные во втором концерте цикла Рахманинов (Второй концерт) и Малер (Первая симфония) ожидает схожая участь. Не потому, что произведения эти прозвучали как-то неожиданно свежо. Просто дело в том, что исполнение снова было о жизни и смерти, о желании и надежде, о напряжении и отчаянии. Курентзис прикасается к музыке для того, чтобы попасть в экзистенциальное поле. И делает это с такой страстью, что воспламеняет своих собеседников -- и ты превращаешься в соучастника картины мира, увиденного художником-романтиком.

Понимающий в барочном исполнительстве Курентзис оказывается в высшей степени соответствующим в музыке позднего романтизма, вырастающей на других базовых принципах. Если в барокко мир устойчив и гармоничен, то в романтизме -- конфликтен и трагичен. Курентзис -- музыкант, крайне чувствительный к тому, что заложено в музыке: тонко ее ощущая, он вытаскивает наружу важное для себя, сгущая его до предела, до какой-то отчаянной невозможности. Если уж созерцание (вторая часть Концерта Рахманинова), то это растворение субъекта до состояния бестелесности, невесомости, безмыслия (здесь дуэт пианиста Александра Мельникова и оркестра «Новая Россия» достигал порой удивительного слияния). Если уж кульминация (разработка в первой части Рахманинова), то с каким-то невероятным, страдательным, отчаянным напряжением. Если уж лирическая тема в первой части Малера, то край, конец, последнее прощание с красотой мира, будто место действия не юношеские ощущения, первый опыт, а разлука с жизнью, последняя часть поздней «Песни о земле».

Что бы ни исполнялось -- и известный назубок Рахманинов, и редкий в наших кругах Малер, -- сочинения уравниваются в статусе, меняя систему координат. Они важны не столько как интерпретация, нарушающая канон (хотя поговорить о том, насколько необычно звучит обычный Рахманинов, можно много -- неслучайно после концерта много спорили). Тем более что в таком опровержении ожиданий, собственно, и есть смысл и ценностью любого исполнения. Они важны еще и тем, что пламенный призыв Курентзиса, воодушевивший оркестр к диалогу, превратился в разговор о самом главном.

Экзистенциальная проповедь -- сочетание философии и религии, страсти и эзотерики -- вот жанр публичного высказывания, который появился на подиуме вместе с Курентзисом. Жанр, принадлежащий только ему, талантливо им представленный. Суть его в том, что дистанция между нашим временем и поздним романтизмом как бы ликвидируется. Но, понимая, что эта музыка создана по другому культурному коду, мы вдруг ощущаем его своим -- настолько, что когда в финале Малера слышится катастрофа, она становится частью нашего бытия.
Марина БОРИСОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.01.2008
«Самый лучший фильм» на московских экранах
Нормальный паренек Вадик (Гарик «Бульдог» Харламов) решил жениться... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.01.2008
Телеканал СТС начал показывать «Героев», и таким образом три главных американских телесериала наконец собрались в нашей телепрограмме. На «Первом» -- «Остаться в живых» (Lost), на «Домашнем» -- «Доктор Хаус», теперь и наш народ может выбрать себе любимых персонажей (фанклубы каждого из сериалов уже существуют)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.01.2008
Теодор Курентзис исполнил концерт своего абонемента
Персональный филармонический абонемент Теодора Курентзиса интересен тем, что этот дирижер всегда исходит из абсолютной уверенности в собственном праве превращать Чайковского, Рахманинова, Малера и других гениев в персонажей своего внутреннего мира... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.01.2008
У режиссера Джо Райта теперь появились все шансы прославиться в качестве экранизатора великих британских романов... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  24.01.2008
Популярный актер был найден мертвым в своей нью-йоркской квартире. По предварительным данным, смерть наступила в результате передозировки лекарственными средствами. Ему было 28 лет. Леджер родился в Австралии, еще подростком начал сниматься в независимых фильмах и на телевидении... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика