N°7
23 января 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2008
Память об эпохе «Прогресса»
Легендарному советскому «космическому грузовику» -- 30 лет

версия для печати
В прошедшее воскресенье транспортные корабли серии «Прогресс» отметили юбилей. 20 января 1978 года с Байконура стартовал «Прогресс-1», который вез груз на орбитальную станцию «Салют-6». Это было началом новой династии -- «грузовики» меняли модификации, ракеты, электронную начинку, стыковались с отечественными «Салютами» и «Миром», а потом и с Международной космической станцией. Но летали и летать будут: 5 февраля этого года к МКС отправится очередной транспортник -- «Прогресс-М63».

Тридцать лет для транспортного средства -- срок весьма уважаемый. Особенно если учесть, что данная модель проста в управлении, надежна, не требует слишком больших затрат. Такой космический «фольксваген-жук» или, скорее, отечественный ГАЗ-66 колесит себе по шоссе, а то и по проселкам не хуже больших внедорожников, и встречные умиляются этому реликту. Да, любой современный автомобиль легко обгонит «старичка», да и по части начинки, пожалуй, классическим моделям с новинками не тягаться. Зато есть несомненный шарм технической легенды, которая приносит пользу даже спустя тридцать лет.

Правда, когда празднуются юбилеи заграничных «жуков», «каблучков» или наших «Побед» и «козлов», речь идет все же об истории, но не о современной повседневности. Разве что найдут журналисты энтузиаста, влюбленного в антиквариат, покажут его коллекцию восстановленных автомобилей, вспомнят про то, что «фольксвагены» до сих пор якобы выпускаются где-то в глуши Латинской Америки. Воспоминаниями все и ограничится. Массовый потребитель на древних машинах не ездит, уговорить автолюбителя пересесть с нового бюджетного автомобиля на экспонат политехнического музея не удастся.

В космической сфере все несколько иначе. По крайней мере обновление модельного ряда здесь случается довольно редко, куда реже, чем в коммерческом машиностроении. Тридцать лет «Прогресса» -- это далеко не рекорд. Отечественные пилотируемые корабли «Союз-ТМА» -- прямые наследники «Союзов», сработанных в королёвскую эпоху. С той поры сменилось много модификаций, но обводы корабля остались теми же самыми. Кстати, «Союзы» уже пошли на пятый десяток -- первый полет состоялся в 1966 году, всего через пять лет после гагаринского старта.

Можно было бы, конечно, списать долгожительство российских кораблей на катастрофу, случившуюся с отечественной высокотехнологичной промышленностью в 1990-х годах. То время, конечно, почти уничтожило российский космос, да так, что о новых проектах до последних лет никто и заикаться не смел. Но и сейчас, когда реанимировали ГЛОНАСС, возобновляют программу запуска исследовательских аппаратов, новых кораблей не ожидается. За последние годы чуть ли не единственным проектом такого рода был мини-челнок «Клипер». Но его судьба пока оптимизма не вызывает: пригласить в проект Европейское космическое агентство в прошлом году не удалось, отечественный конкурс на разработку корабля закончился неудачей.

Впрочем, американцы, которых эпоха перемен обошла стороной, тоже не слишком продвинулись в деле орбитальных полетов. Астронавты НАСА до сих пор летают на тех же самых шаттлах, что и четверть века назад. И разговоры о смене парка челноков на более надежные модели начались всерьез только после катастрофы «Колумбии» в феврале 2003 года. Европа -- та вообще до сих пор ни одноразовых кораблей, ни шаттлов не сделала и потому вынуждена «голосовать» на Байконуре или мысе Канаверал. Единственная новая модель орбитального транспортного средства, появившаяся за последние десятилетия, -- это китайские «Священные ладьи» (серия «Шэньчжоу»). Но здесь речь идет не о смене старой модели на новую, а о планомерном освоении всего спектра космических исследований. Если ЕКА может позволить себе ограничиваться строительством межпланетных зондов, ракет-носителей и искусственных спутников, то КНР готова делать все -- от ракет до лунных баз, это лишь вопрос времени.

Но сейчас, похоже, в орбитальных полетах начинается смена поколений техники. По крайней мере США (на данный момент несомненный лидер космических исследований) свой новый орбитальный корабль «Орион» уже проектируют. Эта серия должна заменить три оставшихся челнока уже в 2014 году. Никто, конечно, не обещал, что новинка окажется удачной, в истории космической техники бывали и провальные, и просто не слишком удачные модели. Но общий тренд уже задан: сначала «Ладья», потом «Орион», там, глядишь, и европейцы устанут ждать свободных мест в чужих кораблях. Если мы хотим просто сохранить давние достижения советской науки, то можно расслабиться: «Прогрессы» и «Союзы» от нас уже никуда не денутся. Другой вопрос в том, как долго они останутся конкурентоспособными на фоне новых «иномарок».
Владимир ДЗАГУТО
//  читайте тему  //  Освоение космоса


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.01.2008
Легендарному советскому «космическому грузовику» -- 30 лет
В прошедшее воскресенье транспортные корабли серии «Прогресс» отметили юбилей. 20 января 1978 года с Байконура стартовал «Прогресс-1», который вез груз на орбитальную станцию «Салют-6»... >>
//  читайте тему:  Освоение космоса
  • //  23.01.2008
Клубы, концерты, театры, выставки, кино >>
  • //  23.01.2008
AP
На большей части европейской территории России погода будет формироваться под влиянием уходящего циклона, чей центр с северо-запада европейской территории России держит путь на территорию Коми... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама