Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°223
02 декабря 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.12.2008
Новая рождественская сказка
Credo-квартет исполнил в Кембридже два новых опуса современных композиторов

версия для печати
Один из старейших британских университетов -- Кембриджский -- отмечает в этом году свое восьмисотлетие. Официальные празднества начнутся через неделю, но кембриджские сообщества уже приступили к поздравлениям. Например, Русское общество Кембриджского университета, основанное еще в двадцатые годы прошлого века Владимиром Набоковым, пригласило российский фортепианный Credo-квартет, чтобы исполнить две мировые премьеры -- британского композитора Криса Виллиса, работающего в Голливуде, и нашего соотечественника Павла Карманова.

Credo-квартет -- редчайший тип постоянно действующего инструментального состава: руководитель квартета Ася Соршнева (скрипка), Дарья Филиппенко (альт), Антон Павловский (виолончель) и Наталия Злобина (фортепиано), ведь обычно исполнения фортепианных квартетов предпринимаются ансамблем солистов, собравшихся ради конкретного выступления, или струнным квартетом с приглашенным пианистом.

Партитур, специально написанных для фортепианного квартета, в мировом музыкальном фонде не так уж много. На этот раз сердцевиной праздничного концерта стали произведения Виллиса и Карманова, заказанные для выступления в кембриджском колледже Э. Гонвилла и Дж. Кайюса. Виллис написал короткую композицию «Аэро Театр», в основу которой легли знаменитые мелодии и мотивы американского кинематографа сороковых. Совершенно удивительно они звучат в переложении для четырех инструментов. Особенно красиво лиричное соло скрипки, подаренное композитором Асе Соршневой. Голливудское направление карьера Виллиса приобрела недавно: его изыскания в области музыки XVIII века оказались востребованы, когда другой питомец Кембриджа -- Руперт Грегсон-Уильямс предложил ему написать несколько саундтреков для фильмов, над которыми работал как основной композитор. Совместная работа над музыкой к фильмам «Не шутите с Зоханом» и «Би муви: медовый заговор» принесла первый успех, и теперь Виллис занят в Голливуде постоянно. Вернуться к академической традиции, то есть писать для живых инструментов, и быть услышанным в стенах родного университета для Виллиса было подарком. Когда исполняются произведения кембриджцев (а Виллис как раз оканчивал здешний университет), местный зритель бывает и строг, и трепетен.

Наш композитор-минималист Павел Карманов сочинил «Рождественскую музыку для фортепианного квартета» и прилетел в Кембридж, чтобы услышать премьеру своего опуса. Отличный композитор, которым написано много серьезной музыки, сегодня практически не востребован вне сферы кино и рекламы. Он готов написать хоть симфонию, хоть мессу, но нужен заказ, так что инициатива руководителя ансамбля Аси Соршневой пришлась очень кстати.

Что было особо ценным в выступлении квартета для англичан? Несомненно, сам Карманов, который выступил здесь барометром состояния российской музыки. В Британии до сих пор не пропала страсть к родной музыке, и едва ли не каждый день современным композитором пишется новая партитура. Такая музыка звучит и заставкой к сериалам BBC, и в мюзиклах по английской классике, да и просто в концертных залах на специализированных концертах. То, что написал Карманов, а музыканты виртуозно исполнили, напоминает нечто подобное, только на русской почве. Создалась красивая иллюзия, что у нас действительно слушают новую академическую музыку, и композиторы, работающие и с классикой в том числе, активно творят. Несомненный интерес вызвали сами молодые солисты-виртуозы, выпускники Московской консерватории. Две мировые премьеры за раз -- это много, даже для Англии. Меня несколько смущает постмодернистский настрой современной музыки -- узнаваемы мелодии и приемы, но энергия интерпретаторов неиссякаема. И как в сотый раз мы идем на «Спящую красавицу» Петипа, потому что ждем новую Аврору и нового Дезире, так же нам хочется услышать старое, сказанное по-новому.

С обновленной благодаря двум премьерам программой Credo-квартет возвращается на родину. Эта английская поездка -- а кроме Кембриджа квартет выступил еще в двух престижных залах в Лондоне и Оксфорде -- была серьезной ставкой на повышение. В ближайшее время премьеры Виллиса и Карманова будут сыграны в Москве, а потом музыканты отправятся в турне по городам России -- не пропустите.
Екатерина БЕЛЯЕВА, Кембридж--Москва
//  читайте тему  //  Музыка



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.12.2008
Исполнилось 500 лет великому архитектору Андреа Палладио
Оказывается, мы целый год прожили в блаженном неведении того обстоятельства, что год этот велением ЮНЕСКО был провозглашен "годом Палладио". Не знали мы и того, что все его постройки давно объявлены "достоянием человечества" и включены в Word Heritage List... >>
//  читайте тему:  Архитектура
  • //  02.12.2008
«Воспоминания неудачника» на московских экранах
Голливудская знаменитость средней руки Кен Скот (Дэниэл Крейг) живет в калифорнийском особняке на берегу океана. Он с легкостью удовлетворяет свои потребности в элитном алкоголе и запрещенных стимуляторах, занимается сексом с несколькими красотками одновременно и ждет новых предложений от своего агента... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.12.2008
Credo-квартет исполнил в Кембридже два новых опуса современных композиторов
Один из старейших британских университетов -- Кембриджский -- отмечает в этом году свое восьмисотлетие. Официальные празднества начнутся через неделю, но кембриджские сообщества уже приступили к поздравлениям... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.12.2008
По моим впечатлениям, это была самая удачная (насыщенная событиями, многолюдная, коммерчески успешная) ярмарка Non/fiction за все десять лет существования. Но осталось после нее странное послевкусие -- как будто завершается этим собранием интеллигентского сословия большой и значительный этап жизни... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама