N°222
01 декабря 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.12.2008
Медицинские средства
Минпромторг предлагает государству финансировать модернизацию фармацевтической промышленности

версия для печати
Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли, невозможно осуществить без многомиллионной поддержки государства. И миллионы потребуются уже в следующем году, в противном случае за 12 лет амбициозные цели, заявленные в проекте (в частности, вывод на международный рынок до 200 собственных инновационных препаратов), так и останутся на бумаге. Об этом в минувшую пятницу заявил директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Сергей Цыб, выступая на заседании Общественного совета, недавно созданного при этом ведомстве.

Своего подчиненного поддержал и министр промышленности и торговли Виктор Христенко, который отметил, что когда «российская экономика вошла в зону турбулентности, особенно важно удержать целевые ориентиры, которые установлены в отраслевых концепциях». И, несмотря на то, что, по признанию министра, «многие вопросы сейчас приходится решать в ручном режиме», г-н Христенко считает необходимым ни в коем случае не отказываться от задуманного.

Как следует из фармацевтической стратегии, правительство считает необходимым в ближайшие 10--12 лет не только восстановить в России локальное производство лекарств массового спроса (для этого нужны только деньги), но и организовать собственное инновационное производство (а тут одними инвестициями не обойдешься -- нужна научная база, способная постоянно взаимодействовать с бизнесом). Инновационное производство -- основная цель Минпромторга, поэтому складывается впечатление, что с организацией массового выпуска дженериков (более дешевых вариантов оригинальных препаратов, утративших патентную защиту), не требующего глубокомыслия, чиновники собираются разобраться буквально за ближайшие два-три года. Видимо, первым шагом на пути привлечения хороших иностранных технологий стала недавняя поездка министра Христенко в Германию, где он пообщался с представителями десятка крупных концернов и пригласил их открывать производственные площадки в России. Но в период кризиса рассчитывать, что инвестиции из-за рубежа хлынут потоком, конечно, нельзя. Поэтому вся надежда, по крайней мере на первом этапе, на государство.

Основная проблема отечественной фармацевтической промышленности в том, что ее в том виде, в каком она существовала во времена СССР, фактически нет. На сегодняшний день, по данным Минпромторга, доля российской продукции на фармрынке страны постоянно уменьшается и уже составляет в денежном исчислении меньше 20% от всего объема медикаментов. При этом в импортном сегменте преобладают так называемые брендовые дженерики, а не оригинальные препараты. Это означает, что отечественные потребители просто переплачивают за раскрученное название, считает Сергей Цыб. По его оценкам, такие переплаты доходят до 2 млрд долл. в год, и государство, выступающее сегодня одним из крупнейших заказчиков лекарств, могло бы существенно сэкономить, организовав производство препаратов-аналогов на своей территории.

По замыслу Минпромторга, расширение производства дженериков должно вестись такими темпами, чтобы к 2020 году доля лекарств, произведенных на территории нашей страны, дошла до 50%. «Только при такой структуре у фармацевтических компаний будет достаточное количество средств, чтобы инвестировать в научные разработки», -- подчеркнул г-н Цыб. Построенные макромодели, по его словам, показали, что в случае бездействия государства доля отечественной продукции на фармрынке к 2020 году может сократиться до 7--9%. Что уже совершенно неприемлемо с точки зрения лекарственной безопасности.

Но более существенная проблема -- огромный разрыв, образовавшийся между фармпроизводством и медицинской наукой. «Сегодня отечественная фарма готова брать проекты, которые дошли минимум до третьей стадии клинических испытаний. При этом наука с трудом получает результаты на стадии пробирок, которые могли бы претендовать хотя бы на первую стадию испытаний», -- говорят специалисты. По их оценкам, преодоление разрыва обходится в 5--10 млн долл. в расчете на один проект. Это при том, что только 1 из 50 «пробирочных» проектов в принципе может оказаться успешным. «Для того, чтобы через семь-восемь лет у нас было 100 новых лекарств, уже сейчас надо передать в «доклинику» около 500--1000 новых проектов. Кто кроме государства может себе такое позволить, учитывая такие риски и такой объем финансирования?» -- задает риторические вопросы г-н Цыб.

Столь отчетливая ориентация на бюджетные средства явно пришлась по вкусу членам Общественного совета Минпромторга, в который входят далеко не бедные предприниматели -- например, первый вице-президент инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» Игорь Юргенс, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов и президент инвестиционной группы «АТОН», сопредседатель организации «Деловая Россия» Евгений Юрьев. Объемами требуемого фармотрасли финансирования они удивлены не были. И единодушно признали концепцию рабочей, поняв, что от промышленников и предпринимателей разного калибра чиновники особых инвестиций не ждут.

А в Минпромторге подсчитали и требуемое для модернизируемой отрасли количество специалистов. Ведомство г-на Христенко полагает, что уже сегодня нужно приступать к подготовке более 4000 химиков-биологов нового типа для проведения доклинической разработки препаратов, 1500 клиницистов и фармакологов для «клиники» и более 2000 технологов, умеющих работать по системе качества GMP на производстве. Кроме того, стратегия развития отечественного фармпроизводства требует более 2000 управленцев и 1500 предпринимателей, умеющих сопровождать инновационные проекты на пути от лаборатории к конвейеру. Решение кадровых проблем отрасли в Минпромторге оценивают в 24 млрд руб. Плюс переход всей отрасли на стандарты GMP, открывающие, пусть и теоретически, выход на европейские рынки, -- еще 20--25 млрд рублей.

В итоге получается, что запуск в обозримом будущем инновационного цикла на российском фармрынке будет стоить более 100 млрд руб., и хотя бы половина из этих денег должна быть выделена государством, убеждены в Минпромторге. При этом, по словам Сергея Цыба, все затраты могут окупиться за два-три года. Ведь обеспечение населения собственными инновационными препаратами будет экономить казне, выделяющей огромные деньги на закупку лекарств, 50--55 млрд руб. в год.
Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.12.2008
Минпромторг предлагает государству финансировать модернизацию фармацевтической промышленности
Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли, невозможно осуществить без многомиллионной поддержки государства... >>
//  читайте тему:  Рынок лекарств
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика