N°186
08 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.10.2008
Железные дороги для России больше чем бизнес
версия для печати
Завтра в Общественной палате состоятся слушания, в ходе которых будут обсуждаться итоги десяти лет структурной реформы железнодорожного транспорта и перспективы ее дальнейшей реализации. Участие в слушаниях примут представители Минтранса, Минэкономразвития, ОАО «РЖД», различных комитетов Федерального Собрания, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, РСПП и участников транспортного рынка. В последнее время проблемы реформирования отрасли все чаще становятся объектом обсуждения со стороны экспертного сообщества. Так, общественная полезность и экономическая целесообразность разделения рынка железнодорожных перевозок грузов между ОАО «РЖД» и частными перевозчиками стала темой «круглого стола», организованного недавно Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ). По словам генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, сегодня федеральный закон «О естественных монополиях» прямо относит железнодорожные перевозки к естественно-монопольным видам деятельности, то есть таким, где конкуренция экономически нецелесообразна, а зачастую и технологически невозможна. Иными словами, на данный момент на пути реализации программы структурной реформы стоит закон. Который, впрочем, может быть изменен -- если будут представлены доказательства того, что конкуренция действительно будет полезна и грузовладельцам, и экономике в целом. По мнению ИПЕМ, работа двух и более перевозчиков на единой магистральной сети России может привести лишь к негативным последствиям. Эффективность работы частных перевозчиков будет ограничена возможностями магистральной инфраструктуры и инфраструктуры локомотивного хозяйства, которые и так испытывают жесточайший дефицит. В качестве примера г-н Саакян привел реформу электроэнергетики в России, в начале которой разделение действующей генерации не планировалось, однако это произошло, и результаты блестящими назвать нельзя. Об инфраструктурных ограничениях напомнил и председатель совета директоров ЗАО «Интегрированные транспортные системы» Константин Костенко, предположив, что столь же абсурдной была бы идея создания нескольких перевозчиков в рамках Московского метрополитена. Г-н Костенко также отметил, что существующие сейчас в России частные перевозчики снимают «пенки» в виде высокодоходных грузов, а РЖД оставляют низкодоходные и убыточные перевозки. Дробление РЖД опасно не только из-за финансовых рисков -- пока выделяемые из холдинга компании демонстрируют ухудшение качества предоставляемых услуг. Об этом на примере Первой грузовой компании говорил директор Института управления на транспорте ГУУ РФ Владимир Персианов. По его мнению, в настоящее время растет опасность дезорганизации работы железнодорожного транспорта -- напрашивается вывод, что был выбран не тот путь. С тезисом о пагубности насильственного внедрения конкуренции в отрасли России не согласился директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Отметив позитивные итоги реформы -- устойчивую работу железнодорожного транспорта, рост объема заказов на предприятиях транспортного машиностроения, он заявил, что необходимо продолжить выполнение мероприятий, предусмотренных программой структурной реформы. Целесообразно рассмотреть вопрос о создании вертикально интегрированных компаний, которые расширят зону конкуренции с перевозочного процесса на инфраструктуру. Вместе с тем все собравшиеся на «круглом столе» эксперты отмечали, что программа реформы не затрагивает важнейшую для отрасли проблему -- повышение эффективности ее работы. Константин Костенко предложил разделить два вопроса: эффективность управления и эффекты от монополизма в отрасли. Он заявил, что если само ОАО «РЖД» не будет заинтересовано в повышении своей эффективности, то раздел компании может стать неизбежным. Но цена вопроса очень высока. Главный эксперт по экономическим вопросам Ассоциации собственников подвижного состава Игорь Ахполов отметил, что современные требования к железнодорожному транспорту со стороны правительства и общества сильно занижены. Это можно объяснить недостаточной осведомленностью о том, какие издержки несет экономика и население в силу низкой эффективности работы грузового и пассажирского транспорта, а ведь речь идет о сотнях миллиардов рублей. Систему управления ОАО «РЖД» Игорь Ахполов считает излишне громоздкой и централизованной, но главная проблема, по его мнению, «противоестественное объединение в одной управленческой структуре грузовых и пассажирских перевозок». Первый заместитель начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Рамиль Талипов заявил, что 2010 год вряд ли положит конец реформированию отрасли. Реализация отдельных мероприятий будет продолжена и дальше. По словам представителя компании, дальнейшие пути реформирования железнодорожного транспорта необходимо серьезно обсуждать с привлечением ученых, общественных деятелей и руководителей государственных органов управления. В результате дискуссии участники сошлись во мнении, что, учитывая огромные расстояния нашей страны, расположение основных источников ресурсов в глубине территорий, сложные климатические условия и другие факторы, железнодорожный транспорт для России нельзя рассматривать просто как бизнес. Поэтому к его преобразованиям необходимо подходить прежде всего с учетом интересов государства, общества в целом.
Антон ИЛЬИН



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.10.2008
Российские власти запускают новый глобальный план поддержки рынка
«То изобилие, которое мы имеем, завершается. Скорее всего, 2008 год будет пиковым по добыче нефти и газа в нашей стране. Больше таких доходов не будет. В этом смысле мы проходим исторический рубеж», -- заявил вчера утром министр финансов Алексей Кудрин на другом совещании -- по бюджету-2009--2011, организованном «Единой Россией»... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  08.10.2008
МВФ призывает к мировому финансовому единству
Хотя глобальная финансовая система переживает период беспрецедентных потрясений, самых неприятных последствий для мировой экономики еще можно избежать, считают специалисты Международного валютного фонда (МВФ)... >>
  • //  08.10.2008
Европа не может найти согласованный выход из финансового кризиса
Финансовые власти США и Европы пока не спешат вырабатывать единые меры по спасению мировой финансовой системы, хотя именно согласованной политики ждут от регуляторов инвесторы. Более того, вчера министры финансов Европы не смогли даже договориться между собой, как бороться с кризисом... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  08.10.2008
Приставы описали мебель и самолеты без моторов
Красноярские судебные приставы вчера начали описывать и арестовывать имущество авиакомпании «Красноярские авиалинии» ("Красэйр") в счет задолженности авиакомпании перед кредиторами. Пока речь идет о долгах на общую сумму 360 млн руб., документы по которым уже находятся в исполнительном производстве... >>
  • //  08.10.2008
Генсхема развития газовой отрасли предполагает стабильный уровень добычи на истощенных месторождениях
Подготовленный «Газпромом» и растиражированный Минэнерго проект Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года впервые раскрывает конкретный баланс газа на ближайшие два с половиной года. Учитывая инертность газовой отрасли, можно сказать, что это видение будет весьма близким к реальности... >>
  • //  08.10.2008
«Мангистаумунайгаз» поделят между казахскими компаниями
Переговоры «Газпром нефти» с государственным «Казмунайгазом» по приобретению доли в «Мангистаумунайгазе» (ММГ) не увенчались сделкой. «Газпром нефти» было отказано в покупке доли в ММГ, -- сказал вчера источник Reuters. -- ММГ поделят между казахстанскими компаниями». В «Газпром нефти» вчера не стали комментировать эту информацию... >>
  • //  08.10.2008
Завтра в Общественной палате состоятся слушания, в ходе которых будут обсуждаться итоги десяти лет структурной реформы железнодорожного транспорта и перспективы ее дальнейшей реализации... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама