N°156
27 августа 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.08.2008
Дама Мита
Сто лет назад родилась Суламифь Мессерер

версия для печати
Ее все звали Митой, эту гражданку Москвы и гражданку мира. (В последние годы Суламифь крепко поссорилась с племянницей Майей Плисецкой, которую она воспитывала, когда арестовали ее сестру Рахиль -- «жену врага народа»; вряд ли и обиженная Плисецкая будет отрицать родство стиля жизни -- если не стиля танца.) Танец был московским -- она училась в столице, работала в Большом (куда сначала ее взяли даже не в кордебалетный штат, а на разовые выходы в кордебалете, но Суламифь не переживала, успевая в день поучаствовать в четырех спектаклях на разных сценах, и зарабатывала побольше штатной корды, о чем гордо вспоминала семьдесят лет спустя). Танец был веселым, виртуозным, летучим -- случались и лирические роли, но ближе были героини азартные и авантюрные. Коронная роль -- Китри в «Дон Кихоте». Роль, о которой остались лишь легенды, -- Суок в «Трех толстяках» Игоря Моисеева. Роль, что вдруг шесть лет назад выпорхнула из архива фотографий на афишу Большого, -- Балерина в «Светлом ручье». (Понятно, что спектакль Алексея Ратманского ничем хореографически не схож с давним балетом Федора Лопухова, но недаром гигантская фотография из того, старого спектакля висела над театром в день премьеры -- хореографу, что всерьез интересуется «догригоровичским» Большим, было важно обозначить родство.) И конечно, Жанна в «Пламени Парижа» -- зовущая французский народ на штурм дворца и торжествующая победу.

И гражданка мира -- с 30-х годов. Нет, эмигрировала она только в 1980 году -- последней каплей стала дурость «опекунов», потребовавших, когда на гастролях в Японии у знаменитого педагога Большого возникли проблемы со здоровьем, чтобы она летела домой, а не ложилась в клинику там. «В самолете отлежитесь» -- и Суламифь взорвалась, схватила сына Мишу (он тоже участвовал в гастролях) и отправилась в американское посольство. Путешествовать она начала в 30-х, когда с братом Асафом (тоже суперзвезда и один из создателей московской школы мужского танца) отправилась на гастроли по Европе. Позвал продюсер. За разрешением поехать Суламифь обратилась к Авелю Енукидзе. Но как! Продемонстрировав талант дипломата: «Вот, зовут. Что посоветуете?» Посоветовали ехать. Они оказались в Берлине точно в день поджога Рейхстага, но оттанцевали свое. Во Франции походили на уроки к бывшим императорским балеринам -- и фыркали втихомолку, глядя, как Кшесинская преподает нелепой любительнице-американке, решившей из всей балетной науки постичь только искусство фуэте. Уже тогда думали о преподавании -- хотя преподавать Суламифь стала всерьез только после окончания балеринской карьеры.

Зато как преподавать! Она фактически создала японский балет. Работала в Южной Америке (ее отпускали в многолетние командировки -- иногда Министерство культуры пыталось вместо нее послать кого-нибудь другого, но заказчики были неумолимы). Работала у Ноймайера и в Парижской опере. Была награждена орденом Британской империи. В Британии она стала Дамой Суламифь Мессерер -- за работу в английском балете. И, прожив долгий век (ее не стало четыре года назад), оставила дело в надежных руках -- сын, Михаил Мессерер, стал одним из лучших педагогов в мире.
Анна ГОРДЕЕВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.08.2008
«Дориан Грей» Мэтью Боурна на Эдинбургском фестивале
Мэтью Боурн не ставил спектаклей три года. Его компания New adventures возила по миру сделанное еще в прошлом веке «мужское» «Лебединое озеро» (доехали наконец и до Москвы, более чем через десять лет после премьеры), выдержанное в ядовито-диснеевских тонах «Щелкунчика» (герои живут в приюте, счастье им грезится в расцветках омерзительных леденцов), удивительно тонкую, английскую, как Тауэр или Шерлок Холмс, «Пьесу без слов» (слава Чеховскому фестивалю -- она тоже побывала у нас)... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  27.08.2008
Открывается старейший международный кинофорум
В шестьдесят пятый раз Венеция принимает гостей и участников престижного киносмотра -- впервые фестиваль прошел еще при Муссолини в 1932 году... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.08.2008
Из трех с половиной тысяч фильмов, снятых в мире за год, в основной конкурс Венецианского международного кинофестиваля отобран только один из Восточной Европы. Его сделали режиссер Алексей Герман-младший и продюсер Артем Васильев. Алексей Герман едет в Венецию не впервые... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.08.2008
Смотрите с 28 августа на экранах Москвы
«Вавилон н. э.» (США--Франция, 2008, Матье Кассовиц). Антиутопия по модному в прошлом сезоне роману Мориса Дантека. В недалеком будущем наемник Туроп (Вин Дизель -- «Хроники Риддика», «ХХХ», «Лысый нянька») берется перевезти из постапокалиптической новой Сербии в Нью-Йорк девушку, которая являет собой то ли пятый элемент, то ли крайний аргумент (Мелани Тьерри -- «Легенда о пианисте», «Квазимодо», «15 августа»)... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  27.08.2008
Сто лет назад родилась Суламифь Мессерер
Ее все звали Митой, эту гражданку Москвы и гражданку мира. (В последние годы Суламифь крепко поссорилась с племянницей Майей Плисецкой, которую она воспитывала, когда арестовали ее сестру Рахиль -- «жену врага народа»; вряд ли и обиженная Плисецкая будет отрицать родство стиля жизни -- если не стиля танца.)... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама