N°138
01 августа 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.08.2008
Арсений Жиляев: "Повсеместная тенденция -- превращение искусства в дизайн"
версия для печати
Художник, философ, социолог Арсений ЖИЛЯЕВ -- один из лидеров покорившего Москву в прошлом году сквота «Типография Оригинал», -- содружества молодых, не вписанных в артиндустрию, посвятивших себя свободному творчеству. В биеннале он участвовал работами, отсылающими к поэтике ранних авангардных экспериментов. Отношение к формообразованию у Арсения сродни нравственному выбору. В этом он наследник патриархов 10--20-х годов. Частый на биеннале прецедент лукавого отношения к форме художника очень печалит.

-- В своем творчестве ты отважно пытаешься осмыслить заново пластические идеи авангардного формотворчества, вернуть им смысл, вытащить из дизайнерской пустоты, в которую авангардные пластические идеи давно уже угодили. На биеннале кого-нибудь своим единомышленником увидел?

-- Насчет единомышленников сказать сложно. Скорее другое: на разных уровнях замечаю отмеченную тобой тенденцию. Искусство превращается в дизайн, пусть даже более сложный, чем был. Формализм наиболее уязвим. Многие известные сегодня художники умудряются одни и те же свои работы представлять одновременно и на правых выставках с буржуазным искусством, и на ультралевых. И таким образом послание обесценивается. Остается декорация. А если мыслить о формализме ответственно, как, например, мой старший коллега Стас Шурипа, необходимо осознавать, что выбор любой формы -- это катастрофа. Когда ты что-то выбираешь, ты отсекаешь материал. Мне близки художники, несущие ответственность за свой выбор -- на всех уровнях. Ну вот всегда радует (и на этой биеннале тоже) Ира Корина. Из совсем молодых художников очень понравилась работа Саши Сухаревой о переживании модернистской утопии через личную историю. Она смелая и ни на что не похожая. Точечно и хорошо выступает Ирина Штейнберг. В галерее М'АРС ее работа на групповой выставке «Пустой знак», по-моему, лучшая. Это попытка осмыслить объединяющие нас основы -- медитативное видео с черной линией, колышущимся бесцветным флагом на фоне белого пейзажа. Хороша экспрессивная абстрактная живопись петербуржца Влада Кулькова в «Риджине». Живопись трогает энергией, уверенностью, внутренней наглостью.

-- Биеннале честно отразила экстенсивный путь развития искусства в нашей стране. Вроде бы всего много. И становится больше. А ощущение системного кризиса усиливается...

-- Согласен. И претензии у меня не только к художникам, но и к кураторам. Если кураторы не переориентируются на какие-то сложные высказывания, будет коллапс. Когда обо всем по чуть-чуть разговор, тогда и работы такие. Тщательно продуманные проекты можно было сосчитать по пальцам. Классно было бы, если бы в дальнейшем высказывания стали более артикулированные и смелые. И еще жду проектов, где глобальный дискурс прорастает через личное, интимное переживание художника. Интересна возможная будущая немонументальная монументальность.




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.08.2008
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Итоги первой московской молодежной артбиеннале
Главный итог работавшей весь июль первой молодежной биеннале современного искусства в России очевиден. Благодаря самоотверженности организаторов (в числе коих и Минкульт, и департамент культуры Москвы, и Государственный центр современного искусства, и Московский музей современного искусства, и фонд Stella Art) вопреки печальным фактам наступления реакции и отчуждения в сфере актуальных стратегий культуры, вопреки реваншу охранительных, ультраконсервативных тенденций был создан прецедент мощной консолидации артсообщества... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Ольга ЛОПУХОВА, куратор, артменеджер, руководитель одного из самых успешных московских проектов contemporary art -- «АРТСтрелка» (одновременно руководитель галереи с таким же названием), следит за творчеством молодых с особым пристрастием... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Исследователь современного искусства Дарья Пыркина -- один из главных кураторов биеннале. Она настойчиво защищает идею коллегиального руководства фестивалем... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Известный мастер пространственных ловушек с сочащейся из них неорганической жизнью Илья ТРУШЕВСКИЙ после суперхитов «Метро», «Вагон», «Сладкое» попытался поддержать коллег в сборных выставках на новые, незамусоленные еще темы: «Искусство и наука» и «Гоп-арт»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Диана МАЧУЛИНА -- автор самого загадочного опуса биеннале, картины-пазла на тему заката советской империи (демонстрировалась на выставке «Невидимое различие»). Признанная благодаря впечатляющей, поддержанной мощным интеллектом энергии творчества художница рассказывает о своем понимании специфики молодого искусства... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Художник, философ, социолог Арсений ЖИЛЯЕВ -- один из лидеров покорившего Москву в прошлом году сквота «Типография Оригинал», -- содружества молодых, не вписанных в артиндустрию, посвятивших себя свободному творчеству... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2008
Третьяковке снова отказали в иске к экс-министру культуры
Вчера Московский городской суд отказал в удовлетворении иска о защите деловой репутации Третьяковской галереи к бывшему министру культуры и массовых коммуникаций России Александру Соколову... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика