N°94
01 июня 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2007
Примечательная вдова
«Одиссея таракана» Йоко Оно

версия для печати
Московская биеннале продолжается выставкой Йоко Оно «Одиссея таракана», открывшейся на 4-м этаже ЦУМа. И, пожалуй, именно в этой выставке наиболее четко проявляется заявленная тема биеннале «Примечания. Геополитика, рынок, амнезия» -- художественная деятельность Йоко Оно была примечанием к ее браку с Джоном Ленноном, а ее пацифистская борьба за мир растворилась бы в массе аналогичных жестов рядовых хиппи, если бы звездная пара не поняла, что искусство живет по законам рынка. Они и не скрывали того, что используют музыкальную славу Леннона для популяризации своего искусства. О нарциссистских постельных перформансах с Йоко Джон говорил: «Генри Форд знал, как продавать автомобили через рекламу. Я продаю мир. Мы с Йоко всего лишь огромная рекламная кампания. Мы мистер и миссис Мир». С тех пор прошло почти полвека, но вдова упорно продолжает свою кампанию, причем теми же наивными способами, что и в 60-е.

Стены выставки обклеены фотообоями с серыми урбанистическими пейзажами и сценами насилия. Увеличенные предметы: огромный ботинок с лужей крови под каблуком, наручные часы в человеческий рост, семиметровая окровавленная бейсбольная бита и гигантская урна с вываливающимися из нее гипсовыми человеческими телами должны поставить зрителя на место мелкого насекомого, чья жизнь ничего не стоит и в любой момент может быть отнята тем, кто сильнее.

Но выставочный контекст дорогого универмага заставляет в первую очередь вспомнить об изобретательности оформителей витрин и креативности рекламных агентств. Не чувствуешь себя тварью дрожащей, наоборот, право имеющей -- на крупные покупки дорогой обуви и часов на первых этажах того же здания, а чья там кровь на купюрах, неважно. Благие намерения художницы девальвируются банальностью и неточностью образов. Констатация факта насилия еще не является его критикой, и обобщенная метафора войны и смерти не может тронуть за живое. Все уже давно в курсе, что мир лучше войны, однако люди продолжают убивать и вряд ли их сможет остановить искусство, схожее с дежурной пропагандистской выставкой в каком-нибудь благотворительном миротворческом фонде. Миссия художника провалена, но не окончательно.

Одна часть этой гигантской инсталляции действительно работает. Раздвигая занавеску из голубых стеклянных бусин, как будто перемещаешься в те времена, когда казалось, что flower-power сможет изменить мир. Стены комнаты -- виды девственной природы, посередине столик для косметики с рамой, из которой вынуто зеркало. Вместо фальшивого лица, которое каждый рисует на истинном облике, прежде чем выйти в свет, через раму виден идеальный мир, на котором еще не отразилось губительное присутствие человека. Как в песне из мультфильма, ставшего коллективным воспоминанием советских детей: «Наш ковер -- цветочная поляна, наши стены -- сосны-великаны». Коридор, ведущий из комнаты, прямо-таки тактильно заставляет впасть в детство. Черное длинное пространство чем дальше, тем больше сужается и становится ниже настолько сильно, что чувствуешь себя Алисой в Зазеркалье. Такого эффекта художница достигла, умножив законы перспективы на реальное уменьшение размеров стен и потолка. В конце коридора тупик -- черная стена с маленькой сияющей фотографией радуги над лесом. Смотреть на фото можно бесконечно долго, но внутри оказаться невозможно. Приходится возвращаться по этому коридору, повзрослеть и, снова прошелестев стеклянной занавеской, оказаться лицом к лицу с миром жестокости и насилия. Если ребенок может не замечать темных сторон жизни только потому, что родители заботятся о нем, то взрослому это непозволительно. Йоко Оно будто бы сама критикует свою стратегию пацифизма, который есть не более чем пассивность и мечтательность.

Когда-то жесты хиппи были действенными, но жизнь изменилась, и те, кто хочет воевать, обзавелись новым оружием, значит, и те, кто им противостоит, должны модернизировать свои образные средства. Детям цветов давно пора понять, что совать цветы в дула автоматов бесполезно -- растения там все равно не приживутся, и металл по-прежнему сильнее органики. Металл переплавился в другую форму, пистолеты суть монеты, и военные действия лишь средство приумножения капитала. Игнорировать причину и уделять внимание лишь следствиям очень недальновидно со стороны борца за мир, которым представляет себя Йоко Оно.
Диана МАЧУЛИНА
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.06.2007
ИТАР-ТАСС
«Лебединое озеро» компании New adventures на Чеховском фестивале
«Лебединое озеро» Мэтью Боурн сочинил двенадцать лет назад, и по сей день это самый знаменитый, самый востребованный на гастролях спектакль его английской компании New adventures... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  01.06.2007
В Москве проходит фестиваль «Антиквариум»
Фестиваль «Антиквариум» в «Школе драматического искусства» на Сретенке кажется безумно элитарной затеей: посвященный идее исторической реконструкции, он консолидирует тех, кому интересна музыка в подлиннике -- на исторических инструментах в манере породившей ее эпохи... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.06.2007
«Одиссея таракана» Йоко Оно
Московская биеннале продолжается выставкой Йоко Оно «Одиссея таракана», открывшейся на 4-м этаже ЦУМа. И, пожалуй, именно в этой выставке наиболее четко проявляется заявленная тема биеннале «Примечания... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.06.2007
Триумф частного собирательства в московских музеях
Сегодня демонстрация личных коллекций стала лейтмотивом выставочной деятельности крупнейших российских музеев. Собиратели вышли из подполья и будто бы борются за зрительский интерес... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.06.2007
К Оно: Йоко Оно выбросила сотню манекенов в гигантскую урну, чтобы показать, как мало ценится жизнь человека >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика