N°69
19 апреля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.04.2007
«Р.Э.П.»
Послесловие к предисловию
В Киеве презентовали современный украинский артпроцесс

версия для печати
На прошлой неделе в столице Украины случился съезд украинской и российской художественной общественности в связи с несколькими важными событиями: выставкой и коллоквиумом по итогам проходившей в августе 2006 года первой биеннале в городе Шаргород Винницкой области и открытием персональной выставки бразильца Вика Муниса в самой респектабельной галерее Украины -- PinchukArtCentre. Российскую делегацию из художников, кураторов, критиков принимало общество развития актуального искусства «Метафутуризм» (президент -- инициатор биеннале в Шаргороде Александр Погорельский), а также Институт Восточный Европы (Москва), Spiderprojects (куратор -- худрук московского выставочного центра «Винзавод» Николай Палажченко) и Центр современного искусства при Киево-Могилянской академии. Надо сказать, сервис и программа были безупречными. Организаторам 2-й Московской биеннале есть чему поучиться у своих независимых коллег с Украины и из России!

Шаргород

Первая важная тема, которую обсуждали, -- собственно Шаргородская биеннале под уютным названием «Арт-Местечко». Кстати, газета «Время новостей» -- единственная в Москве, освещавшая работу биеннале. По замыслу организаторов, эта биеннале существенно отличается от обычного формата. Прежде всего потому, что одной из главных своих целей предполагает этнотопографическое исследование местности. То есть если большинство международных фестивалей сознательно нивелируют национальные особенности принимающей страны и представляют собой продукты интеллектуальной артглобализации, то Шаргородская биеннале не стыдится того, что интегрирована в вернакулярный (местный) контекст.

А он того заслуживает. Рассказывает Александр Погорельский: «Шаргород -- уникальное место на просторах Восточной Европы. Здесь сохранились следы бытования различных культур и конфессий. Замок графа Замойского, синагога 1589 года, костел 1591 года, униатский монастырь... Здесь находятся катакомбы, на которых, собственно, и стоит город, остатки еврейского местечка, великолепное старое еврейское кладбище... Это место уникально тем, что здесь на протяжении многих веков реально существовал межконфессиональный и межнациональный мир». Существует предание, что купцы Шаргорода заплатили деньги за непроведение (!) через город железной дороги, чтобы не разрушить причудливую гармонию среды.

Приезжавшие на биеннале художники с Украины, из России, Западной Европы работали исключительно с этой вот средой. И судя по архивной выставке, все у них получилось. На самой биеннале были представлены многие жанры: от лэнд-арта до традиционной живописи (например, гигантскую фреску с летящим гением-суперменом в стиле барочной декорации плафонов писал на водонапорной башне с помощью платформы подъемного крана краснодарец Владимир Колесников). Устраивались и социальные перформансы. Самым запоминающимся по документам оказался придуманный киевской группой «Нацпром» (Олег Тистол, Николай Маценко): художники «сканировали» народную мифологию цены и ценности художественного творчества, тиражировали «черные квадраты» Малевича и продавали их за 99 гривен на базаре с сертификатом на обратной стороне: «Копия №...». Народ картины с удовольствием покупал.

Конечно же в Шаргороде время замерло, и жителей легко рассматривать в качестве статистов в хеппенингах столичных интеллектуалов. Но такая высокомерная и жлобская позиция организаторам не близка. Их идея -- привлекая в союзники «гений места» и неиспорченность, особую отзывчивость, восприимчивость к новому жителей, сделать Шаргород чем-то вроде послереволюционного Витебска: площадкой для артификации всего пространства жизни города. Уже сейчас создается постоянная творческая резиденция, музей современного искусства, лицей для детей. А в нынешнем году в Шаргороде планируется провести Первую архитектурную биеннале. Так что открывшуюся в Киеве выставку «Шаргород. Послесловие...» можно считать предисловием к преобразованию среды по законам искусства.

Киев

Поскольку организаторы встречи с участниками Шаргородской биеннале знакомили делегацию с артпроцессом столицы Украины во всех подробностях (устраивались походы по всем главным артплощадкам, по мастерским художников), постольку желание сравнить художественную среду двух столиц (Киева и Москвы) возникло само собой. Вот краткие тезисы:

1. Государству до подозрительной сферы творчества -- contemporary art -- в России мало дела, на Украине дела нет совсем.

2. Просветительскую миссию в отношении мейнстрима современного артпроцесса и в Москве, и в Киеве во многом берут на себя умные капиталисты (в Москве это не исключает, конечно, успешных программ, придуманных отдельными коллективами и людьми, работающими в федеральных или столичных музеях: ГТГ, ММСИ, ГЦСИ, МДФ). Что касается частных инвестиций, то достойный уровень презентации мировой художественной жизни в Москве поддерживают хозяева галерей и фондов Stella, «Екатерина», «Наши художники», Гари Татинцяна, «Винзавод». В Киеве -- функционирующий, как новенький сияющий «Фольксваген», PinchukArtCentre, в котором только что открылась отличная выставка изысканного пассеиста, мягко иронизирующего над всеми стилями европейского и американского искусства (от барокко до поп-арта) бразильца Вика Муница. Такое качественное и совсем новое искусство в госмузеях Москвы (и Петербурга) показывают очень редко, в госмузеях Украины не показывают вовсе.

3. Современное искусство в обеих столицах понимают пока избранные, в основном студенты-гуманитарии (и то многие из них не понимают, а просто интересуются тем, что маркировано словом «модное»). При этом просветительская работа (программы, учебники, курсы, передачи, публикации в СМИ) ведется едва-едва (или «е-два -- е-четыре»). В общем, тех, кто понимает, раз-два и обчелся.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.04.2007
«Р.Э.П.»
В Киеве презентовали современный украинский артпроцесс
На прошлой неделе в столице Украины случился съезд украинской и российской художественной общественности в связи с несколькими важными событиями: выставкой и коллоквиумом по итогам проходившей в августе 2006 года первой биеннале в городе Шаргород Винницкой области и открытием персональной выставки бразильца Вика Муниса в самой респектабельной галерее Украины -- PinchukArtCentre... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.04.2007
Один из лидеров молодого искусства Киева, группы «Р.Э.П.» («Революционное экспериментальное пространство»), Никита КАДАН рассказал «Времени новостей» о том, как структурировано современное искусство на Украине... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.04.2007
Геннадий Рождественский открыл фестиваль «Скандинавская триада»
Сегодня в Большом зале Московской консерватории планируется второй концерт мини-фестиваля скандинавской музыки, инициатором которого стал прославленный дирижер Геннадий Николаевич Рождественский... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  19.04.2007
Виктор Сенцов
Премьера в «Табакерке»
«Ловелас» в театре-студии Табакова -- пример того, как невыносима может быть доведенная до абсурда театральность. Почтенный критик и главный редактор журнала «Театр» Валерий Семеновский написал пьесу по «Бедным людям» Достоевского, но просто переложить роман в письмах в диалоги/монологи ему, видимо, показалось занятием скучным, и он разукрасил классика как мог... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама