N°45
16 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.03.2007
В поиске сильного союзника
версия для печати
Будучи убежденным патриотом моей Родины, я именно поэтому уверен, что нашей стране необходим политический и военно-оборонительный союз с США. Не вступление в НАТО, а прямой договор о совместной обороне и военно-техническом сотрудничестве Россия--США.

После того как иллюзия однополярного мира, в котором одна великая держава, США, может определять течение международных событий, рассеется окончательно, мы все окажемся перед реальностью мирового хаоса. По крайней мере в целом ряде взрывоопасных регионов уже сегодня царит соперничество между двумя-тремя претендентами на доминирование, и все эти региональные «сверхдержавы» одна за другой встают на путь гонки вооружений, включая ядерное оружие.

Прежде всего речь идет о Ближнем Востоке и Центральной Азии. К этому региону непосредственно прилегают границы наших соседей, бывших советских республик. С рядом из них у нас существуют военно-оборонительные соглашения.

Они, в свою очередь, испытывают влияние и экстремистских течений ислама, и тех исламских государств, которые, как Пакистан, уже располагают ядерным оружием или, как Иран, явно в состоянии его заполучить в ближайшее время. Им противостоит в этом регионе Израиль, который, по всеобщему убеждению, также имеет ядерное оружие.

Но в непосредственной близости к границам России находятся и другие «новые» ядерные державы -- Китай и Индия.

Готова ли Россия к ядерному соперничеству, гонке вооружений со всеми этими государствами одновременно? Можем ли мы себе позволить в то же самое время и соперничество со «старыми» ядерными державами? Во что обойдется такая гонка?

Кто-то может объяснить, почему ядерное оружие в руках пакистанских генералов-президентов, иранских священнослужителей, корейских или китайских коммунистических руководителей представляет для нас меньшую угрозу, чем ядерное оружие в руках американских, британских и французских лидеров?

Уже сегодня России необходимо сделать выбор, с каким сообществом обладателей оружия массового уничтожения сблизиться, с кем сотрудничать в военной сфере, с кем заключать союзы. Убежден, что здравый смысл возобладает и Россия пойдет на заключение военного союза с теми, кого принято называть Западом. Наилучшей формой такого союза для нас является прямой двусторонний военно-оборонительный союз с США.

Почему не вступление в НАТО? Есть достаточно простые аргументы за и против вступления в Североатлантический альянс как военную организацию.

Во-первых, членство в НАТО требует переговоров и достижения согласия со всем множеством старых и новых участников этой организации. Правящие элиты во многих странах, недавно вступивших в НАТО, сделали свою политическую карьеру на русофобских спекуляциях, эксплуатирующих исторические комплексы населения бывших социалистических стран. Для них согласиться на союз с Россией -- значит потерять любимые, испытанные инструменты политической борьбы. В Америке нет этих комплексов. Если Россия захочет стать одним из союзников Вашингтона, это будет свидетельством как раз эффективности политики США.

Во-вторых, вступление в НАТО должно повлечь за собой унификацию систем вооружений, стандартов военной техники, оборонной промышленности. Прямой союз этого не потребует. Военно-техническое сотрудничество будет не односторонним приспособлением к чужим правилам, а скорее совместной разработкой новых образцов техники. Сотрудничество в системах связи и обеспечения взаимодействия войск на поле боя должно опережать все остальное. И оно будет скорее на пользу российским вооруженным силам, если стандарты будут унифицированы.

Главный плюс такого союза с Америкой -- возможность сосредоточить силы и средства на модернизации вооруженных сил и обеспечить подготовку их к такому характеру вооруженного конфликта, который наиболее вероятен, и на тех направлениях, где угроза выше.

Испытав два тяжелых конфликта с исламистскими экстремистами в Таджикистане и на Северном Кавказе на советской территории, а перед тем пройдя через участие в гражданской войне в Афганистане на стороне тех, кто потерпел поражение, то есть после двадцати лет войн на юге с вполне определенным противником, мы все еще готовимся в основном к войне вовсе не там и не с теми потенциальными противниками.

Упомянутые войны были вчера. Сегодня они затушены, но противник жив, активен и полон надежд и планов. Завтра исламистские экстремисты могут не только перейти в наступление где-нибудь в Ферганской долине. После признания поражения США в Ираке и возможного ухода их войск оттуда эти силы попытаются прорваться к контролю над ядерным оружием и ракетной техникой в Пакистане или Иране.

Союз с Америкой позволит России сэкономить огромные средства на одном направлении, но, увы, не гарантирует, что на другом не придется создавать мощную военную группировку с участием целого ряда союзных стран. Разве не будет это легче сделать вместе с США?

Конечно, существует традиционное, глубоко укоренившееся недоверие между дипломатическими и военными элитами двух наших стран. Наследство «холодной войны» живо. Но пора оценить сегодняшние, а не вчерашние проблемы. Россия и США имеют на мировой арене принципиальные общие интересы, более важные, чем разделяющие их спорные вопросы. Потенциальный противник тоже общий.

Захотят ли США заключить договор о военном союзе с Российской Федерацией? Не знаю. Однако элитам наших стран предстоит в самые ближайшие годы провести переоценку многих ценностей. Разброд и шатания в многополярном мире будут нарастать. Россия и США будут нуждаться друг в друге.

Еще вчера, гордо пребывая на «посту» единственной страны-гегемона, США пренебрегали мнением не только потенциальных союзников, в том числе и России. Они наплевательски относились и к предупреждениям действующих союзников, в том числе Германии и Франции. Сегодня и республиканцы, и демократы в США уже обсуждают механизмы и инструменты коллективных действий на международной арене. Россия же обязана преодолеть соблазн поиска тактических выгод от краткосрочных соглашений с самыми разными партнерами. Попытки в условиях многополярных потрясений играть в мировые игры за разные команды одновременно несостоятельны. Довольно быстро они приведут любую страну к изоляции и сделают ее беззащитной.

Россия нуждается в союзниках, которые не оставят ее один на один с очередным кризисом на южных рубежах. России нужны стратегические решения.

Обеспечить необходимое для России содержание союзнического договора -- это работа для профессионалов. Но общий подход требует общественного внимания и обсуждения.

Главное в нем -- взаимные гарантии Москвы и Вашингтона на случай нападения какой-либо третьей страны на одного из союзников. Это должно относиться и к ядерному, и к неядерному акту агрессии. Договор должен также содержать такие меры доверия между союзниками, которые обеспечивали бы подготовку совместных действий и исключили бы саму возможность использования ракетно-ядерного оружия друг против друга.

Желательно предоставление аналогичных гарантий со стороны обоих участников договора и для других стран-союзников, т.е. европейских стран -- членов НАТО, а также стран -- бывших республик Советского Союза, при условии, что они захотят такие гарантии получить.

Особый механизм сотрудничества потребуется, чтобы определить характер и порядок действия союзников в случае террористических атак, когда невозможно идентифицировать государство-агрессор.

Сегодня мир так кардинально и быстро меняется, что России требуется пересмотр традиционных подходов. Для обеспечения нашей безопасности нужны сильные союзники. Я убежден, что именно такие выводы следуют из речи президента Владимира Путина в Мюнхене. Многополярный мир неизбежен, но он несет в себе и многие риски, и «многие печали». Понимание этого приводит к выводу, что союз России с США в наибольшей степени отвечает национальным интересам обоих государств.
Сергей Дубинин


  ЗАГРАНИЦА  
  • //  16.03.2007
АР
Заключенный Гуантанамо признался в организации крупнейших международных терактов
Вчера американское военное ведомство обнародовало сенсационные материалы слушаний по делу Халида Шейха Мухаммада, задержанного в Пакистане в 2003 году. Этого человека считают третьим лицом в иерархии глобальной террористической сети «Аль-Каиды»... >>
//  читайте тему:  Международный терроризм
  • //  16.03.2007
AP
Россия и Израиль разошлись в оценках
Завтра законодательный совет (парламент) Палестины утвердит состав правительства национального единства автономии. Долгожданного соглашения о списке министров достигли председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас и премьер Исмаил Ханние... >>
//  читайте тему:  Израиль и Палестина
  • //  16.03.2007
Сегодня федеральный канцлер Меркель прибывает в Варшаву с двухдневным визитом. Главная тема для дискуссий с польским руководством -- критика Берлином планов США и Польши по размещению систем противоракетной обороны (ПРО)... >>
  • //  16.03.2007
Рост цены на газ и введение пошлины на поставляемую из России нефть с начала 2007 года привели к тому, что Белоруссия решила искать альтернативных поставщиков энергоносителей и увеличить использование местных видов топлива... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  16.03.2007
Будучи убежденным патриотом моей Родины, я именно поэтому уверен, что нашей стране необходим политический и военно-оборонительный союз с США. Не вступление в НАТО, а прямой договор о совместной обороне и военно-техническом сотрудничестве Россия--США... >>
  • //  16.03.2007
Совет Безопасности ООН готов ужесточить санкции против Ирана
Ужесточение международных санкций против Ирана практически неминуемо. Вчера пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция) при участии представляющей Евросоюз Германии согласовали текст новой резолюции по Ирану и представили его непостоянным членам Совбеза... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Иране
  • //  16.03.2007
Российская делегация едет в экспедицию за сокровищами Черного континента
Премьер Михаил Фрадков сегодня начинает турне по странам юга Африки, в ходе которого посетит Анголу, Намибию и ЮАР. Цель визитов предельно ясна: Россия намерена вернуть свои позиции на африканском континенте, завоеванные в 60--80-х годах прошлого века Советским Союзом -- союзником африканцев в борьбе с колониализмом и апартеидом -- и утерянные его правопреемницей Россией в последнее десятилетие прошлого века... >>
  • //  16.03.2007
Вице-президент Ирака не избежал виселицы
В любой момент в течение 30 дней в Ираке может быть казнен еще один сподвижник Саддама Хусейна. Это известный в деловых и политических кругах России бывший иракский вице-президент Таха Ясин Рамадан, до войны бывавший в Москве и даже встречавшийся с президентом Путиным... >>
//  читайте тему:  Иракский кризис
  • //  16.03.2007
Литва готова арестовать любое имущество Калининградской области
Самому западному региону России никак не удается окончательно обелить себя в глазах европейских инвесторов... >>
//  читайте тему:  Россия и Прибалтика
  • //  16.03.2007
Вчера президент Грузии Михаил Саакашвили впервые заявил о готовности начать переговоры с лояльными Тбилиси властями Южной Осетии: «Мы готовы начать консультации с альтернативным правительством Дмитрия Санакоева и готовы показать всем, что представляют собой мирные, братские отношения грузинского и осетинского народов»... >>
  • //  16.03.2007
Российская Федерация лишилась своего представителя в Европейском суде по правам человека. Как стало известно, неделю назад уполномоченный РФ при ЕСПЧ Павел Лаптев покинул свой пост, написав заявление об уходе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика