N°45
16 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.03.2007
Здесь вам не «Фоли Бержер»
Реконструкция позапрошловечного чуда оказалась деконструкцией

версия для печати
Вплоть до начавшейся совсем недавно эпохи видео история танца состояла сплошь из непроверяемых легенд. Кино не слишком интересовалось танцем: даже выдающиеся артисты ХХ века сняты мало и плохо. И нынешняя мода на реконструкцию оказывается страшным испытанием: не каждый спектакль, когда-то ставший сенсацией, сейчас можно выдержать без зевоты.

На Московскую биеннале современных исполнительских искусств мюнхенская искусствовед и танцовщица Бриджида Охайм привезла моноспектакль под названием «Танец цвета Лой Фуллер». Лой Фуллер -- первая американка, поразившая своими танцами Европу; в учебниках числится первой танцовщицей-модернисткой. (Айседора начала позже.) Фуллер, с раннего детства появлявшаяся в драмах на провинциальных сценах США, почти в тридцать изобрела свое шоу: она танцевала в освещении разноцветных прожекторов в огромном шелковом полупрозрачном балахоне. Балахон просвечивался насквозь; на простодушную ковбойскую публику это производило громадное впечатление. Но и искушенные зрители оценили Фуллер: она с успехом танцевала в парижском «Фоли Бержер», гимны ей пели Роден и Тулуз-Лотрек.

Секрет таился, вероятно, в необычной световой партитуре -- Фуллер была помешана на технике, сама изобретала новые виды аппаратуры (некоторые даже запатентованы). В сложных переливающихся лучах, на лично придуманном стеклянном полу, в непросто выкрашенных хламидах (на окраску -- тоже специальный патент) она действительно казалась цветком, видением-привидением, как тогда писали газеты. По большому счету это все-таки был не совсем танец -- Фуллер никогда танцам и не училась, но шоу со спецэффектами. Почти за сто лет до возникновения такого понятия.

И вот эти танцы Бриджида Охайм решила реконструировать.

Почему-то под фонограмму -- во времена Фуллер, понятно, таковой не существовало, но это не главное. Важно, что музыка была еще одной фишкой Фуллер -- тогдашние эстрадные танцовщицы выступали под тогдашнюю попсу, она принципиально брала суровую музыку и заботилась о качестве ее исполнения. С бедным светом (видимо, это Дом музыки так небогат). Вместо зеркального пола -- один кусок зеркального пластика в пару квадратных метров, чтобы уж хоть какие-нибудь блики давал. И сама госпожа Охайм.

Семенящая по сцене дама -- да, действительно в белом огромном балахоне. К рукам, скрытым этим балахоном, видимо, прикреплены какие-то гибкие прутья, продолжающие линии рук: размах -- до трех метров. Шесть танцев под популярнейшую классику (вплоть до «Полета валькирий») похожи до неотличимости. Несколько фирменных жестов. Вот обе руки подняты -- ткань «рукавов» трепещет, и кажется, что это флаги на флагштоке. Вот руки вытянуты танцовщицей перед собой, и она вращается вокруг собственной оси -- летящая ткань образует две лопасти пропеллера. А вот руки подняты по бокам -- и над танцовщицей из ткани вырастает роскошный пучок салата с жатыми листьями, чуть рваными краями. Все это, безусловно, любопытно, но... целый вечер? Нет, между выходами танцовщицы, когда она отдыхала, публику держал виртуозный пианист Михаил Дубов, но Фуллер-то когда-то давала моноспектакли, и они вовсе не казались публике однообразными.

Конечно, подвело и воплощение -- даже та техника, что была у Фуллер, в Москве не появилась. Но главное, сменился взгляд -- в эпоху компьютерной графики сложно поразить зрителя эволюциями ткани на сцене. Легендам такого рода лучше не возвращаться, а то вовсе ничего святого в истории танца не останется.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.03.2007
Михаил Гутерман
«Хозяйка анкеты» в Театре имени Ермоловой
Алексей Левинский поставил уже второй спектакль по пьесам Вячеслава Дурненкова. И опять получилось неожиданно, странно и очень смешно. Все удивляются, а на самом деле это можно было бы предугадать... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  16.03.2007
Владимир Галузин и Анна Самуил в цикле «Звезды мировой оперы в Москве»
Еще один звездный оперный гала-концерт -- выступление Владимира Галузина и Анны Самуил в Концертном зале Чайковского -- после броского и сумбурного оперного 8 марта в каком-то смысле реабилитировал жанр оперного шоу перед публикой... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.03.2007
Издательство «Время» напомнило о Николае Глазкове
Николая Глазкова (1919--1979) называют «гением» (или просто большим поэтом) и «графоманом» (что, увы, свои резоны имеет). Зачастую эти полярные характеристики произносят одни и те же люди... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  16.03.2007
Реконструкция позапрошловечного чуда оказалась деконструкцией
Вплоть до начавшейся совсем недавно эпохи видео история танца состояла сплошь из непроверяемых легенд. Кино не слишком интересовалось танцем: даже выдающиеся артисты ХХ века сняты мало и плохо. И нынешняя мода на реконструкцию оказывается страшным испытанием: не каждый спектакль, когда-то ставший сенсацией, сейчас можно выдержать без зевоты... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ