N°237
25 декабря 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.12.2007
Вячеслав Кочетков
Не для того коня корм
Автопроизводители и нефтепереработчики двигаются с разной скоростью

Технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», похоже, так и не будет утвержден правительством РФ в уходящем году. И все-таки с 1 января 2008 года автомобильная промышленность России переходит на производство автомобилей соответствующих экологическому стандарту евро-3, для которых топливо, продающееся на большой части российских автозаправочных станций, просто-напросто опасно.

Между тем отечественные автозаводы, которые в большинстве своем готовы играть по новым правилам, вложили в освоение современной техники немалые деньги.

«Мероприятия по разработке и освоению двигателей КамАЗ, соответствующих требованиям международных экологических стандартов евро-2 и евро-3, обошлись КамАЗу в полмиллиарда долларов». Так оценил председатель совета некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России», генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин размер инвестиций, вложенных компанией за последнее десятилетие в создание и производство «дружелюбного» к окружающей среде продукта. Уже в течение последних месяцев уходящего года с конвейера возглавляемой им корпорации сходят машины, заправленные исключительно высококачественным горючим.

На топливном же рынке по-прежнему практически безраздельно царствуют высокосернистая солярка, низкопробный бензин, а подчас и просто откровенный суррогат, опасный даже для неприхотливых отечественных авто. Подсчитать его количество достаточно просто -- из 30 млн тонн автомобильного топлива, выпускаемого на российских НПЗ, 15 млн тонн -- низкооктановый бензин Аи-80. Сегодня армия, село и частично рынок потребляют лишь 10 млн тонн Аи-80. Остальное где-то по пути от НПЗ до АЗС превращается в бензин Аи-92. В «бодягу», сдобренную повышающими октановое число добавками. Вот от него-то и страдают двигатели современных автомобилей.

Безусловно, существуют объективные объяснения сложившейся ситуации. Среди них устаревшее оборудование российских НПЗ, которые строились в 50--60-х годах прошлого века, а сегодня требуют серьезных инвестиций для реконструкции и переоборудования; огромное количество устаревшей техники с более чем десятилетним сроком эксплуатации в составе автопарка страны; экономическая невыгодность производства качественных нефтепродуктов, акцизы на которые выше, чем на низкопробные.

Но многие эксперты наряду с этими причинами говорят в первую очередь об отсутствии нормативно-законодательной базы, которая поставила бы заслон производству низкопробной горючки. И действительно, автопроизводителей обязали -- они и делают, а нефтяников-то пока никто не напрягал. Зачем бежать впереди паровоза, перестраиваться, совершенствоваться, если и сегодняшняя конъюнктура позволяет жить вполне безбедно. Государство не заставляет, а вкладывать деньги по доброй воле -- увольте...

Оговоримся, это относится не ко всем. Крупные вертикально-интегрированные компании, такие, как ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Роснефть», «Татнефть», уже выпускают продукцию европейского уровня и планируют серьезные инвестиции в увеличение глубины нефтепереработки. Однако большая часть подобной продукции уходит на экспорт, а отечественный рынок продолжает испытывать серьезный дефицит качественного моторного топлива.

Положить начало переменам на внутрироссийском топливном рынке в сложившейся ситуации и должен технический регламент по топливу. Согласно проекту, предлагавшемуся еще в начале года, он должен был законодательно положить конец производству некачественного горючего с 2008 года. В нем были прописаны стандарты топлива различных экологических классов, определялись сроки их производства и реализации, порядок сертификации, транспортировки и система контроля за качеством топлива на рынке.

Своевременное принятие этого документа могло объединить процессы, происходящие в автопроме и нефтепереработке. И позволить не половинчато, а реально обеспечить прогрессивные тенденции развития приоритетных для российской экономики отраслей. Но, как уже было сказано, регламент по топливу не утвержден. Камазовский конь как минимум на год остался без качественного «овса».

Как говорят эксперты из числа автопроизводителей, они ожидали от властных структур большей последовательности. Ведь это именно задача правительства -- синхронизировать такие сложные процессы на территории огромной страны. Устанавливать понятные, предсказуемые равные для всех правила игры.

В 2010 году автопром России должен законопослушно перейти на еще более высокий экологический стандарт -- евро-4. И если подобная заторможенность в принятии решений будет продолжаться, если не будет топлива и ГСМ необходимого качества, то инвестиции в высококлассные двигатели могут оказаться бессмысленными.

Тем не менее никакой разумной альтернативы экологизации нет. Никакие сиюминутные сверхприбыли и кажущаяся экономия средств не стоят долговременного, стратегического проигрыша российской экономики в случае отказа или даже промедления в решении вопросов экологии. Потери страны и отечественных производителей от технического и технологического отставания могут вылиться в неизмеримо большую сумму.

Поэтому, например, тот же КамАЗ, с которого мы начали этот разговор, несмотря на сложившуюся ситуацию, не останавливает процесса, связанного с переходом на евро. Компания заключила договор с одним из мировых производителей на разработку двигателей уровня евро-4. Его стоимость оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Кстати, в 2007 году КамАЗ выпустит, как предполагается, более 63 тыс. собственных двигателей -- с учетом их производства в составе ремкомплектов и в качестве запасных частей.
Сергей СМИРНОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.12.2007
ИТАР-ТАСС
Впервые у России появилась пятая Дума
«С новым сроком вас! -- полушутливо-полумрачно поздравлял вчера коллег по фракции депутат-коммунист Николай Харитонов. -- Опять на отсидку пошли, шестую по счету»... >>
  • //  25.12.2007
Министр финансов высказался против изменений в подоходном налоге и замораживания цен
Правительство по-прежнему не планирует изменений в системе взимания подоходного налога: постоянная 13-процентная ставка сохранится, прогрессивная шкала вводиться не будет... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  • //  25.12.2007
Хотя формально федеральный парламент в России многопартийный, на Кавказе, где "Единая Россия" набрала на выборах в Думу 2 декабря наивысший по стране процент, местные элиты уже фактически перестраиваются под однопартийную систему... >>
  • //  25.12.2007
AP
Российская армия в 2007 году наращивала мощь на фоне антизападной риторики
Каждый год из последних трех-четырех оборонный бюджет России прирастает пятой своей частью. По чисто арифметической логике также на 20% должна бы возрастать и мощь вооруженных сил, выражаемая в количестве ракет, самолетов, субмарин и другого оружия... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  25.12.2007
Вячеслав Кочетков
Автопроизводители и нефтепереработчики двигаются с разной скоростью
Технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», похоже, так и не будет утвержден правительством РФ в уходящем году... >>
  • //  25.12.2007
Две книги о следах прошлого в настоящем
Конструкторы российской политической реальности, похоже, не выбрали, что же взять за основу национальной идентичности -- то ли далекое дореволюционное прошлое, то ли более близкую эпоху позднесоветской стабильности... >>
//  читайте тему:  Исторические версии
  • //  25.12.2007
ВВП России в 2007 году достигнет 1 трлн 250 млрд в долларовом эквиваленте, что в шесть раз больше, чем в 2000 году, заявил вчера в кулуарах Госдумы вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама