N°20
06 февраля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.02.2007
Подальше от Лукашенко
«Транснефть» приступает к строительству трубы в обход Белоруссии

версия для печати
Российско-белорусские нефтяные отношения пережили очередной кризис. Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что он принял окончательное решение начать работу над строительством нефтепровода в обход Белоруссии. «Мы будем развивать Балтийскую трубопроводную систему от Унечи на границе с Белоруссией до Приморска с увеличением на 50 млн тонн в год и над этим активно работаем, -- заявил он вчера в интервью телепрограмме «Вести». -- Сегодня прошел техсовет, он утвердил эту декларацию о намерениях. И до 15 февраля начиная с 9 февраля мы проводим презентации проекта в Брянской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Ленинградской области. После этих презентаций должно выйти 896 изыскателей на предполагаемую трассу строительства. Мы обойдемся максимально короткими сроками в части проектирования и строительства этого достаточно сложного проекта». Таким образом, «Транснефть» выполнила поручение Владимира Путина, о котором он говорил на пресс-конференции 1 февраля, и теперь будет пытаться снизить транзитный риск при экспорте российской нефти, исходящий от режима Александра Лукашенко.

Ранее эксперты оценивали этот проект строительства ответвления от нефтепровода «Дружба» в Приморск в 2--2,5 млрд долл. Где «Транснефть» собирается найти эти средства, г-н Вайншток не уточнил. Он лишь заявил: «Мы еще не определились, сколько это стоит. Но уже сейчас можно сказать, что это очень дорого. Мы обсуждали с коллегами, что если бы у нас не были такие риски с сопредельными государствами, такие деньги было бы тратить не нужно». Нефтяники, у которых резко возрастут транспортные расходы в связи с новым маршрутом транспортировки сырья (ведь прокачка по нефтепроводу гораздо дешевле морских перевозок, к тому же маршрут по «Дружбе» намного короче, при этом продавать в Европе нефть по более высокой цене они не смогут, а значит, будут вынуждены брать все издержки на себя), выступление г-на Вайнштока предпочли не комментировать.

В ответ на выступление главы российской транспортной компании белорусские чиновники и эксперты стали говорить о том, что к 2015 году их страна будет получать не менее 20% нефти через порты Черного и Балтийского моря, снизив тем самым свою зависимость от поставок из России. Кроме того, Минск решил вчера поднять тариф на транзит российской нефти по территории республики, который не менялся десять лет. Но несмотря на громкие заявления Александра Лукашенко о необходимости компенсировать стране рост стоимости сырья, поставляемого в Белоруссию из России, удорожание транзита нефти оказалось относительно незначительным -- примерно на треть. Если до сих пор российские нефтяники платили за транзит по Белоруссии примерно 166 млн долл. в год, то теперь будут отдавать 224 млн долл. Г-н Вайншток заявил Интерфаксу, что слышал об увеличении тарифов: "У нас есть такая информация, но мы ее официально от белорусских коллег не получили. Не думаю, что это повторение новогодней истории, я думаю, что возобладает здравый смысл, так как есть добрая воля на то, чтобы все было хорошо".

Кстати, в конце прошлой недели правительство Белоруссии, как известно, ввело арендную плату за землю под нефте- и газопроводами, что принесет бюджету около 5 млн долл. в год. Так что Белоруссия продолжает делать лишь маленькие уколы, но, судя по всему, останавливаться пока не планирует. Россия же не защитила себя от этого -- в подписанном в январе премьерами двух стран соглашении ничего не говорится о возможности взимания каких-либо новых видов платежей и удорожания существующих.

Белорусский транзитный тариф тем не менее все равно остается относительно низким. Как сообщили вчера источники в «Белнефтехиме», по нефтепроводу Унеча -- Адамова застава (далее идет в Польшу и Германию) ставка составляет 3,5 долл. за тонну (рост -- 35%), а по нефтепроводу Унеча--Броды (на Украину) -- 1,5 долл. за тонну (рост -- 31,6%). Прокачать российскую нефть через Украину стоит гораздо дороже: по нефтепроводу в направлении Одессы ставка в прошлом году составляла 7,2 долл. за тонну, а в направлении Ужгорода -- 6,2 долл. за тонну. Из-за столь высоких расценок, кстати, в прошлом году сократился объем прокачки российской нефти через Украину примерно на 25%. Правда, с нового года тариф был снижен в среднем на 3 долл. за тонну.

Именно из-за дешевизны прокачки нефти по Белоруссии российские нефтяники вряд ли захотят использовать новый маршрут через Приморск, считает эксперт одной из транспортных компаний. А потому ответвление от «Дружбы» будет пользоваться спросом только в моменты обострения отношений с Белоруссией в качестве резервного маршрута. «Если, конечно, российские власти не заставят его заполнять (административным способом. -- Ред.)», -- добавляет он.

Взаимоотношения Москвы и Минска, как говорит глава белорусского аналитического центра «Мизеса» Ярослав Романчук, позволяют предположить, что повышение тарифов на транзит российской нефти по территории Белоруссии может оказаться не последним. И в этом случае вполне возможно, что Россия пойдет на переориентацию экспортного маршрута. «В контексте строительства Северо-Европейского газопровода это означает лишение Белоруссии ее естественных транзитных преимуществ, -- полагает г-н Романчук. -- В случае реализации этого решения Россия сможет повышать цены на энергоносители для Белоруссии, не опасаясь, что в ответ Минск создаст проблемы с транзитом».

Тем временем Польша уже заявила о том, что из-за российско-белорусских нефтяных проблем намерена диверсифицировать поставки нефти в свою страну. Вчера местная газета Puls Biznesu сообщила, что президент и премьер-министр страны Лех и Ярослав Качиньские готовят визиты в Казахстан и Кувейт, где намерены обсуждать возможности заключения долгосрочных контрактов на поставку сырья. В частности, в конце марта президент Польши собирается в Казахстан, где планирует поддержать усилия крупнейшей нефтяной компании страны PKN Orlen договориться с казахстанской «Казмунайгаз» об участии в нефтеразведке в Казахстане. А в Кувейте предполагается подписание меморандумов о намерениях или даже договоров с местными компаниями, сообщает газета. Кстати, вторая по величине польская нефтяная компания -- Lotos -- уже начала поставлять небольшие партии нефти из Кувейта, в прошлом году их объем составил 270 тыс. тонн.
Николай ГОРЕЛОВ, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  06.02.2007
AP
Ходорковскому и Лебедеву насчитали 25 млрд долл. преступных доходов
Следователи Генпрокуратуры вчера предъявили новые обвинения экс-главе МФО «Менатеп» Платону Лебедеву и бывшему руководителю НК «ЮКОС» Михаилу Ходорковскому... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  06.02.2007
Компания-банкрот препятствует консолидации территориальной генерации
Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун заблокировал образование двух территориальных генерирующих компаний -- ТГК-8 и ТГК-11. Как известно, обанкроченной компании достались блокпакеты акций Кубанской (которая вошла в ТГК-8) и Томской (ТГК-11) генкомпаний... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  06.02.2007
«Транснефть» приступает к строительству трубы в обход Белоруссии
Российско-белорусские нефтяные отношения пережили очередной кризис. Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что он принял окончательное решение начать работу над строительством нефтепровода в обход Белоруссии... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  06.02.2007
Reuters
Вадим Швецов стал контрольным владельцем «Северсталь-авто», Алексей Мордашов сосредоточится на стали
«Северсталь-авто» перешла под контроль своего генерального директора Вадима Швецова. Об этом он сам рассказал на встрече с журналистами. «Я верю в этот бизнес, -- заявил г-н Швецов, -- и поэтому я его купил»... >>
  • //  06.02.2007
«Газпром» утвердил список кандидатов в совет директоров
Совет директоров «Газпрома» вчера утвердил список из 19 кандидатов в новый состав этого органа. Выборы пройдут 29 июня на годовом собрании акционеров концерна... >>
  • //  06.02.2007
«Норникель» создает энергохолдинг
«Норильский никель» сообщил о намерении создать в рамках своей структуры энергетический холдинг, который объединит активы компании в сфере электроэнергетики... >>
  • //  06.02.2007
Кирилл Каллиников
За российскими банками вновь усилят надзор
Институт кураторов российских коммерческих банков может появиться уже через два-три месяца. Соответствующее положение сейчас рассматривает Центробанк, заявил вчера директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский... >>
  • //  06.02.2007
ЦБ обезличил руководство российских банков
Закон о персональных данных, вступивший в силу в конце января, заставил Банк России убрать со своего официального веб-сайта информацию о руководстве кредитных организаций. Регулятор, видимо, решил подстраховаться, посчитав имена и фамилии членов советов директоров персональными данными, публиковать которые теперь можно только с письменного согласия лица... >>
  • //  06.02.2007
Бернард Сачер нашел работу в Merrill Lynch
Бывший председатель совета директоров компании «Альфа-Капитал» Бернард Сачер спустя пять месяцев после своего ухода получил должность в Merrill Lynch... >>
  • //  06.02.2007
Чонг Монг Ку получил три года тюрьмы за присвоение средств компании
Глава корейского автомобильного Hyundai Motor Group Чонг Монг Ку приговорен к трем годам тюремного заключения за присвоение средств управляемой им компании... >>
  • //  06.02.2007
Структура судостроения прояснится завтра
Два дня попросил у президента вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов на доработку новой структуры российского судостроения... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ