N°152
24 августа 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.08.2007
ИТАР-ТАСС
Наше все
Телевизионная академия начала выдвижение кандидатов на ТЭФИ

версия для печати
На этой неделе телевизионные академики приступили к работе над шорт-листом своей профессиональной премии. ТЭФИ, как всегда, лихорадит, корпоративные, личные и общественные интересы согласовать все труднее, количество академиков увеличилось уже до 285 человек, и все должны принять участие в голосовании... В этом году, как и в прошлом, премия присуждается по 42 номинациям, но вот для утверждения трех финалистов в каждой номинации академиков разделили по профессиональным гильдиям (созданы гильдии создателей развлекательных программ и ток-шоу, создателей программ для детей, просветительских и образовательных программ, продюсеров, документалистов, дизайнеров, промоутеров и художников-постановщиков, игрового кино, операторов, режиссеров и звукорежиссеров, создателей информационных программ, репортеров и комментаторов). С понедельника почти ежедневно гильдии собираются, обсуждают созданное коллегами в прошедшем сезоне и выбирают претендентов, тех, чью судьбу определит открытое голосование на двух церемониях, которые состоятся 19 и 21 сентября. В этот раз в национальном телевизионном конкурсе участвует 455 работ, что почти на 60 больше, чем в прошлом. Как обычно, впереди столичные мейджеры: из Санкт-Петербурга в конкурсе участвует только 21 работа, из Ханты-Мансийска -- 11, из Екатеринбурга -- девять.

По некоторым номинациям тройки финалистов уже определены. Информационные программы никого особо не интересуют -- в этом предвыборном году они ведут себя как замордованные школяры перед причастием -- зажаты и конфузливы. Детские, образовательные и научно-популярные -- вечные аутсайдеры, на их создание не хватает бюджета, людей, идей. На этот раз в тройке программ для детей лидирует канал «ТВ-Центр»: там отчего-то «Сто вопросов к взрослому» (отличная программа, но детскость ее весьма сомнительна), а также продукция старейшей детской компании «Класс» -- музыкально-импровизационная «Без репетиций», существующая с 2004 года (в этом сезоне она шла без участия музыканта Сергея Владимирского, умершего в апреле 2006 года) и едва ли не единственная в списке нестоличная программа -- «Переполох» компании «Югра». С этим-то запасом создается детский канал?

Главные игроки нынче на поле развлечений, их пионеров тоже уже назначили, и понятно, что сюрпризов не будет. Лолита Милявская в двух номинациях -- как ведущая ток-шоу и ведущая развлекательной программы. В одном случае ее в дуэте с бывшим мужем Александром Цекало сопровождают Иван Ургант и Максим Галкин, в другом -- Татьяна Веденеева и Андрей Малахов. Знакомые все лица... Среди ток-шоу перманентная «Культурная революция», что понятно. Ее подпирает «Закрытый показ» с одной стороны и «Пусть говорят» с другой. В номинации «Телеигра» самая представительная компания, возглавлявшая рейтинги на протяжении сезона: «Звезды на льду», «Минута славы», «Короли ринга». И никак не скажешь, что выбранные программы плохи -- нет, они, пожалуй, реально лучшие, и давно уже лучшие, и привычно и непременно лучшие. И среди юмористических передач вполне все хорошо -- старый добрый «Городок» в компании неизменного Максима Галкина с его вечером и наконец новинка -- «Смотрите, кто пришел!».

Но в том-то и беда, что если говорить серьезно, никто так и не пришел. Телевизионный сезон оказался на удивление бессобытийным, ровно шел по проторенной дорожке, не предполагающей никаких крутых маршрутов. Такое ощущение, что золотая жила отечественного телевидения исчерпана и нынешние старатели промышляют остатками золотого песочка на немногочисленных отмелях. В то же время количество программ все время растет, и соответственно шлака все больше, а металла все меньше, пропорция меняется, и публика привыкает думать, что телевизионный ящик в лучшем случае -- поставщик дешевой релаксации, а в худшем -- источник мусора, от которого надо беречь детей.

Понятно, что специально никто не хочет создавать плохие программы, снимать дурные сериалы, наматывать километры отстойного юмора. Но почему-то складывается парадоксальная ситуация -- конвейер работает, количество трудящихся растет, денег все больше, а качество все хуже. Но вот что любопытно -- качество изображения, картинки, как говорят профессионалы, улучшается. Свет, звук, студийное оформление, даже самая слабая сторона -- грим и костюмы постепенно становятся все лучше и лучше. А вот содержательная сторона теряет. Если вспомнить программы хотя бы пятилетней давности -- насколько умнее, тоньше, жизненнее и конкретнее они были! А мне недавно пришлось посмотреть расшифровки телевизионных бесед Татьяны Чередниченко -- ну тут просто удивление берет: неужели их действительно показывали по ТВ в 1998 году? И вот эти умные люди, ученые и мыслители прямо вот так говорили в эфире о мире и человеке? И никто не требовал, чтобы они были проще и ближе к народу? Наверное, рейтинг у них был непоправимо низким...

Пресловутые рейтинги сегодня главная проблема. В основном они не велики -- рекорды редки, и шума вокруг них всегда много. Чемпион рейтингов -- новогоднее обращение президента на «Первом канале». Лидер среди каналов -- «Первый», он везде первый, даже в Москве, где есть выбор из 18 уже каналов. Но и в столице между «Первым» с его среднесуточной долей в 18% и всякими там «МузТВ», МТВ и «Звездой», замыкающими этот ряд, разрыв по количеству зрителей почти в десять раз, то есть нет никакого разброса по каналам, в общем, все если уж смотрят, то одно и то же. Понятно, привычка свыше нам дана, страна у нас такая, что в ней один город -- Москва, один ствол, одна вертикаль, которая никак не хочет ветвиться, как ее ни обрезай. Тем более что рекламный телевизионный рынок у нас хоть и растет, и питает телевидение, но все равно по объему только что обогнал чешский, а еще недавно был равен израильскому. Так что борьба за него идет нешуточная, и всяким там малым каналам вместо рекламных клипов достается строка объявлений, а на нее не разживешься...

Но все-таки, наверное, дело не в рейтинге и связанном с ним напрямую рекламном пироге, а именно в том, что хорошего качества никто с телевидения не спрашивает. Никто не говорит производителям: сделайте свою программу умной, честной, поднимите в ней реальные проблемы, сделайте так, чтобы они дошли до зрителя, чтобы были понятны... Говорят другое: попроще, поживее, побольше известных лиц, посмешнее, поазартнее... Штатные редакторы работают на упрощение -- в сериалах вычеркиваются сложно построенные предложения, непривычные слова -- аудитория не примет. Нужно, чтобы не было трудно, чтобы не было больно -- зритель хочет развлекаться, хочет отдохнуть, производители пива, чью рекламу убрали на «после одиннадцати» требуют, чтобы программы привлекали их аудиторию -- значит, больше крови, адреналина, ярче зрелища, а смысла не надо, после него от пива голова болит...

Это схема, система, машина, работает на одно -- картинка ярче, содержание проще, речи короче, типажи знакомее, сюжеты доходчивее. Оригинальность тут не только не приветствуется, она вытравляется. Потому что новое труднее воспринимать, а нужно, чтобы проще, чтобы с полуслова... Чтобы можно было в любом месте без ущерба для смысла прервать передачу рекламой, чтобы три медведя или белый пингвин легко встроились между двумя репликами. Вот главная задача, без решения которой каналам не выжить: как сделать так, чтобы к нам пришла самая большая, самая простая и самая нетребовательная аудитория, которая, как выясняется, и есть самая прожорливая, готова смотреть часами, все и не переключаться на рекламные паузы.

То есть, в сущности, сегодня телевидение так устроено, что не нуждается в содержательной работе, конкуренция идет в обратную сторону, потому что если можно, не особо напрягаясь, не усердствуя, не стремясь к совершенству, а просто технически грамотно снять что-то, то почему бы и нет. Тем более это дешевле. В сказке Носова про Незнайку и его друзей художник Тюбик стал рисовать портреты коротышек, и каждая просила его сделать ей глазки побольше, а носик поменьше, так что в конце концов бедный творец изготовил шаблон и просто раскрашивал прорези в разные цвета, в зависимости от того, блондинку он рисовал или брюнетку. Коротышки были страшно довольны, а вот Тюбик говорил, что только один его портрет -- первый, Синеглазки, -- чего-то стоит, а остальные годятся только на то, чтобы ими горшки накрывать.
Алена СОЛНЦЕВА


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.08.2007
ЮРИЙ ЗАЙЦЕВ
Сергей Овчаров закончил съемки фильма по «Вишневому саду» Чехова
Предыдущий свой фильм -- «Сказ про Федота-стрельца» -- петербургский режиссер Сергей Овчаров сделал в 2001 году. Было напечатано всего восемь копий, но продюсер Сергей Сельянов признавался, что касса превзошла все его ожидания... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.08.2007
ИТАР-ТАСС
Телевизионная академия начала выдвижение кандидатов на ТЭФИ
На этой неделе телевизионные академики приступили к работе над шорт-листом своей профессиональной премии. ТЭФИ, как всегда, лихорадит, корпоративные, личные и общественные интересы согласовать все труднее, количество академиков увеличилось уже до 285 человек, и все должны принять участие в голосовании... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика