Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°109
26 июня 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.06.2007
«Средний артист стал значительно выше»
Кончился первый тур у вокалистов

версия для печати
Разные бывали времена у вокалистов на Конкурсе имени Чайковского -- и по две первых премии присуждали, и ни одной. Бывали и разные победители -- кто вышел в дамки и до сих пор задает тон в опере, а кто не спел ни одной партии после победы и вышел в тираж совершенно естественным образом.

Бывали и разные жюри. В этом году новая судейская коллегия, и надо всмотреться в лица. Впервые жюри возглавляет петербургская певица Ирина Богачева. Спору нет, эта красивая женщина долгое время была примой Кировского (ныне Мариинского) театра, а в последнее время поет возрастные партии на многих сценах мира, но в отличие от Ирины Архиповой и Елены Образцовой она никогда не принадлежала к вокальной элите мира, и назначение ее на роль главного судии -- явное снижение планки. С гораздо большим правом занял бы эту позицию Евгений Нестеренко, но, вероятно, его патриотический статус занижен тем, что он живет в Вене и преподает в Венской консерватории. В целом же состав жюри не заставляет настораживаться: здесь все на своих местах -- и истинная примадонна американка Грейс Бамбри, и перуанско-итальянский тенор Луиджи Альва, и несравненный литовец Виргилиус Норейка, и бессменный шеф парижского журнала «Опера Энтернасьональ» Серджо Сегалини...

Первый тур -- это конкурс нервов. Потому что они, эти проклятые нервные клетки, отвечают не только за все наши умения и знания, но и способны своими злостными реакциями испортить все. Они заставляют конкурсантов испытывать ни с чем не сравнимые муки, Martern aller Arten, мучения всех видов, как поет Констанца в моцартовском «Похищении из сераля». Молоденькая Екатерина Кудрявцева, в которой еще нет и начатков артистизма и чей немецкий сильно далек от совершенства, смело бросается в бой и осиливает эту труднейшую арию с явным техническим блеском. А вот американка Линдси Фелдмет преодолевает причуды нервов агрессивным выходом на подмостки, в котором читается лозунг: «Я пришла за первой премией». И берет для исполнения вещи, которые (исполни она их хорошо) сразу бы поставили ее на место primadonna assoluta. Но результат по справедливости разный: первая прошла во второй тур, а вторая вылетела как пробка.

Есть и случаи поистине драматические. Породистая грузинка Марика Гулордава, двадцати одного года отроду, замахнулась на музыку убийственной сложности, которая по плечу только опытным и умудренным, -- финальную сцену из оперы Доницетти «Анна Болейн». И пела пятнадцать минут красивым звуком с тончайшим проникновением во все тонкости микросюжета. Но речитатив и ария завершаются стреттой -- и тут нервные клетки, ответственные за тревогу, начали свое черное дело. Во второй части стретты певица не взяла одну ноту, смазала другую и замолчала. Сил хватило только на то, чтобы закончить номер последней фразой. Гулордава отправилась за кулисы, быстро всплакнула и спела романс Чайковского «Я ли в поле» с потрясающей концентрацией эмоции. Результат -- взрыв аплодисментов у публики и переход во второй тур. Жюри простило юной грузинке нервный срыв.

По отношению к российской певице Екатерине Годованец, выученице Парижской консерватории и победительнице конкурса в Тулузе, жюри выказало более жесткую позицию. Она пела труднейшую арию Агаты из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пела страстно и глубоко, с тонким ощущением стиля, красиво, гармонично «выстроенным» голосом, и только смазанные, неточные ноты в конце свидетельствовали о злостной работе нервных клеток, ответственных за панику. Романс «Я ли в поле» певица спела с таким проникновением в суть истории, в нутро женской судьбы, что слезы наворачивались на глаза. Увы, Годованец не допустили ко второму туру. Не прошел и корейский бас, обладатель самого красивого голоса на этом конкурсе Ке Хен Пак, в исполнении которого и Банко из «Макбета» Верди, и Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта превращались у нас на глазах в живых, интересных нам персонажей. И только неуверенный верх свидетельствовал о синдроме страха. Не прошел и российский контратенор Рустам Яваев, представитель категории «настоящих артистов». Моцартовскую арию и романс Чайковского «Слезы» он спел, превратив конкурсное выступление в незабываемый мини-концерт, и только в арии Ратмира не хватало точности верхних нот.

Среди явных фаворитов конкурса -- две российские певицы, Вероника Джиоева с мощным артистическим темпераментом и Альбина Шагимуратова с безупречной вокальной линией, и два баритона -- москвич Дмитрий Зуев, которого нервы пощадили, хотя и не полностью, и кореец Жон Хен Мун, чьи стилевые нюансы пленяли. Назовем среди любимцев судьбы еще и солиста Большого театра, представителя Украины Максима Пастера, который сразил всех нежнейшей арией Берендея.

Можно сказать смело: силовое советское пение, похвальба мощью ушли в прошлое. Новое поколение российских певцов стало петь по-европейски. Настоящих артистов всегда было мало, но средний уровень существенно вырос. И права Грейс Бамбри, сказавшая в частной беседе, что Россия, Украина, Корея, Китай и Япония становятся главными странами, поставляющими оперных певцов для всего мира. Почетно или нет для России быть в этой компании, судите сами.
Алексей ПАРИН
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.06.2007
Российские картины в конкурсе ММКФ
Ну никак не получается у Московского фестиваля быть по-настоящему международным. Даже на специальную ознакомительную программу российских премьер, проходящую в Доме кино с аншлагами, давятся в основном российские же зрители, как будто эти фильмы не появятся в скором времени в прокате... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.06.2007
Проблемы сценария стали темой для нескольких фильмов, показанных на ММКФ
Внеконкурсная программа ММКФ «Восемь с половиной фильмов», ставшая за годы своего существования чем-то вроде смотра передовых кинематографических идей, открылась в этом году картиной «Официант» голландского режиссера Алекса Ван Вармердама... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.06.2007
Кончился первый тур у вокалистов
Разные бывали времена у вокалистов на Конкурсе имени Чайковского -- и по две первых премии присуждали, и ни одной... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ