N°61
10 апреля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.04.2006
Влад Айнет
Спецзаказ
Две выставки параллельной программы Московской фотобиеннале

версия для печати
Нынешняя фотобиеннале -- юбилейная. Полезно поговорить о назревших за десять лет проблемах. На мой взгляд, главная -- отсутствие приглашенных кураторов с ясным стратегическим планом и целями. Ольга Свиблова, конечно, выполняет великую культуртрегерскую миссию: регулярно знакомит москвичей с главными в мировом фотоискусстве именами. Однако концептуальным проектом Московскую фотобиеннале назвать все же затруднительно: лучшие выставки, как правило, снимаются со стен европейских музеев и выставочных залов, берутся напрокат из фондов и архивов. Хиты Московской биеннале в основном ретроспективы (ныне это Брассай, Нан Голдин, Себастиан Сальгадо, о которых наша газета писала, а также Ян Саудек, о котором еще напишем). А все-таки на фестивале хотелось бы побольше проектов, сделанных к нему специально. Тогда ключевые темы (в этом году их три: «Путешествие», «Соблазн» и «Конфликт») могли бы получить неожиданный поворот.

Пока что за инновацию отвечает большая часть параллельных программ. Среди сделанных к биеннале спецзаказов запомнились два: «Путешествия» Натальи Носовой в Центральном доме художника и «Руки власти» Михаила Михальчука в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова.

Выставка дебютантки Натальи Носовой отлично вписалась бы в программу «Европа глазами русских», что экспонируется во флигеле-руине Музея архитектуры имени А.В. Щусева. В обоих случаях выглядит эта Европа как картинка из журнала «Вокруг света» или «Мир». Удивительно, что госпожа Носова, по собственному признанию, взявшая в руки фотоаппарат год назад, в цепкости глаза, умении фиксировать тот самый бартовский punctum (укол в нерв, засечку на сетчатке, главный манок любой фотографии) не уступает мэтрам уровня Льва Мелихова, Валерия Сировского, Александра Слюсарева. Вот джазовые синкопы ярких зонтиков на грустном пустом пляже. Или знаки шоссе: сверху написанная по-русски и перечеркнутая «Европа», внизу теми же русскими буквами «Азия». На улице большого города среди кучи выброшенных мягких игрушек стоит маленькая девочка. А кругом снуют безразличные офисные работники в черных очках... Точно увиденные колористические рифмы: красные сваи в воде -- красные днища лодок... Или угаданный пластический ритм: чайки -- колышки -- блики воды... Очень красивый у Носовой получается мир и очень туристический. Постарался сделать его таким и дизайнер Сергей Мироненко: по длине протяженной стены антресолей ЦДХ фотографии размещены одной лентой, стык в стык, -- получается траектория зрения из окна мчащегося автобуса. На пилонах прикреплены купленные на барахолке покрашенные в белый цвет раскрытые винтажные чемоданы: на внутренней стороне крышки и на дне размещены особо симпатичные друг другу фотографии. У зрителя тоже возникает оживленное и приятное «чемоданное настроение».

Взгляд на мир из окна туристического автобуса обаятелен, но легковесен, почти лишен авторской рефлексии. Потому коллекционные туристические впечатления у многих фотографов так похожи. Они одинаково мило и зорко видят забавную пантомиму жизни и экзотический антураж. Но личный взгляд проявляется там, где кадр держит время в его развитии, становится полноценной историей, биографией или (и) судьбой: у фотографов агентства «Магнум», к примеру, или у знаменитого итальянца Миммо Йодиче, чья выставка «Средиземноморье. 1990--1995» открылась этажом выше в том же ЦДХ. Фотографируя совершенно туристические объекты -- археологические экспонаты античного Средиземноморья, обрабатывая затем фотоснимки сложнейшим авторским методом, предполагающим достижение тончайших тональных градаций, Йодиче добивается развоплощения образов, которые будто ускользают от осязаемого глаза. Эта раненая, выщербленная, полустертая плоть античной культуры, которая в идеале хочет преобразиться в чистую субстанцию света. Это взгляд большого фотохудожника на самую что ни на есть туристическую натуру. Так что талантливой Носовой в ее путешествиях остается пожелать найти свою авторскую «точку зрения».

Выставка Михаила Михальчука совсем не зрелищная. В стильно обшарпанном выставочном зале Музея Сахарова висят -- колышутся на лесках -- фотографии рук сотрудников городской управы. Известный фотограф Михальчук делал как-то служебные снимки этих администраторов среднего звена, а потом отдельно распечатал только руки управленцев, в основном сложенные на коленях ладонями вниз или сцепленные в замочек. Куратор Александр Панов считает, что руки выдают какую-то нервозность пристроившейся перед объективом модели. Скорее нервозность чувствует зритель, попавший в сюрреалистическое пространство качающихся рук служителей Фемиды. Руки -- с кольцами или без, с ногтями лакированными или криво обрезанными -- в большинстве своем абсолютно, страшно невыразительны. И это главный шок от выставки. Она становится еще одной эмблемой Правосудия, символом богини Фемиды с завязанными глазами, непроницаемой для чувств и эмоций, безликой и карающей.

По силе испытываемого на выставке страха быть жертвой кафкианского аппарата власти экспозицию можно сопоставить с другим проектом Фотобиеннале -- фотосерией «Судьи» француза Кристиана Куррежа (Аптекарский приказ Музея архитектуры). Только у Куррежа двадцать судей сфотографированы в жанре парадного портрета с мантиями и в париках. Они взирают на тебя бесстрастно и чопорно, и, попав под перекрестный допрос их взглядов, ты невольно втягиваешь голову в плечи.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  10.04.2006
Виктор Баженов
«Для него в театре главное всё. ВСЁ» -- эти слова сказаны не о Боровском, он сам произнес их шесть лет назад, когда журнал «Сцена» готовил подборку поздравительных текстов к 80-летию Юрия Любимова... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.04.2006
Влад Айнет
Две выставки параллельной программы Московской фотобиеннале
Нынешняя фотобиеннале -- юбилейная. Полезно поговорить о назревших за десять лет проблемах. На мой взгляд, главная -- отсутствие приглашенных кураторов с ясным стратегическим планом и целями... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  10.04.2006
Спектакли Евгения Марчелли на «Золотой маске»
Так нечасто бывает, чтобы два сочинения одного и того же режиссера, сотворенные в одном и том же театре, вместе оказывались в шорт-листе «Золотой маски». В этом году, пожалуйста, в Москве подряд показали «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли», сделанные Евгением Марчелли в Омской драме... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.04.2006
«Антитела» на московских экранах
Берлинская полиция торжествует: наконец-то пойман, хотя и почти случайно, жестокий маньяк-детоубийца по имени Габриэль Анхель. На его счету множество отвратительных деяний, в том числе, судя по всему, и убийство маленькой девочки в деревеньке неподалеку от столицы... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ