N°51
27 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.03.2006
Роман Мухаметжанов
Посторонние
Власть, масса и массмедиа в сегодняшней России

версия для печати
Уже в 1999--2000 годах отдельные наблюдатели социально-политической жизни России заговорили об эффекте дежавю. С годами на все более узком пространстве критических высказываний о происходящем в стране слова о возврате власти то ли к брежневскому, то ли к сталинскому режиму чуть ли не вошли в привычку. Мне подобный диагноз кажется слишком общим, он требует уточнений. Неразвернутая отсылка к прошлому как чему-то общепонятному мало что объясняет в настоящем: это не ответ, а новый вопрос. Кроме того, подобный ход мысли даже вопреки желаниям высказывающихся на свой лад укореняет и упрочивает форму взаимоотношений власти и массы, страны и мира, сложившуюся во второй половине 1990-х -- начале 2000-х годов. Тем дороже эта диагностическая неточность может обойтись в будущем. Именно поэтому образовавшаяся за последние семь-восемь лет и склеротизирующаяся у нас на глазах конструкция коллективного самопонимания, социального воображения, повседневного взаимодействия в России (конструкция социальности) требует пристального и многостороннего анализа.

Я ограничусь одним ее аспектом и попробую наметить связь между переменами в характере российской власти середины 1990-х -- первой половины 2000-х годов, структурах коллективной идентификации и политической культуре россиян этого периода и системе российских массмедиа. Речь пойдет о процессе усредняющей массовизации социума и феномене «конструируемого большинства».

Российский социум консервируется сегодня как сообщество зрителей, а не развивается как демократия участников. В сознании принадлежности к такого рода зрительскому «мы» россияне объединены сегодня именно своей социальной и политической пассивностью. Эта пассивность и позволяет власти риторически апеллировать к «большинству», чтобы вполне практически устранять те или иные «меньшинства» (нежелательные -- поскольку неуправляемые -- партии, самостоятельные гражданские и профессиональные организации, непослушные медиа, несговорчивые «олигархи», вообще любые сколько-нибудь независимые инстанции и фигуры). Призывы официальной власти и официозных политиков к национальному единению, его лозунги и символы выступают сегодня в России условием деполитизации социума. Общим языком политического в такой ситуации становится исключительно державное (великодержавное), а ведущим моментом риторики выступают лозунги и символы сплочения «всех» против воображаемого врага и вокруг единой фигуры первого лица.

Важно подчеркнуть связь между представленной конструкцией коллективной идентичности россиян и концентрацией на единственной фигуре человека номер один, между неполным присутствием россиян в настоящем и вытеснением позитивных образов обобщенного Другого, риторикой особости и мифологией изоляционизма. Несущим элементом конструкции, ее символическим фокусом выступает безальтернативная фигура первого лица государства. Значение данной ключевой или замковой фигуры не в том, чтобы служить обобщенным образом и образцом партнера, помощника, конкурента, любого значимого Другого. Напротив, функция подобной фигуры в том, чтобы запечатывать и консервировать образ коллективного «мы», у которого нет партнеров (хотя есть чужаки и враги) и которому они не нужны. Образ президента, представляющего не конкретную ветвь власти с соответствующими законными полномочиями, а символическую острастку и управу на любых властителей в центре и на местах, еще одно воплощение или синоним «особого пути» России, недоступного видению и пониманию никого извне. Этот символ один именно потому, что никакого другого нет и не нужно.

Однако подобная роль как раз и не позволяет видеть в данной фигуре олицетворенного партнера по возможному или реальному взаимодействию. «Президент» в данном контексте -- роль исключительно церемониальная. В отношении к нему возможна лишь лояльная демонстрация неполной включенности или частичного отсутствия, не предусматривающая конкретных обязательств и позитивных действий. Символическим воплощением подобной позиции и выступает телесмотрение, точнее -- роль зрителя, которая отведена в данной ситуации россиянам и принята большинством из них.

Жанры демонстрируемого массам политического спектакля -- политики как спектакля, репрезентирующего власть, -- могут быть разными. Назову лишь несколько повторяющихся наиболее часто: праздничный концерт к той или иной дате (президентское поздравление с Новым годом), театр одного актера (пресс-конференции первого лица), эпико-героическая драма (репрезентация войны -- Отечественной, афганской, чеченской), судебно-детективный сериал (дело ЮКОСа, шпионские процессы, последние удивительно своевременные разоблачения «британской агентуры»), производственный фильм (летучки и планерки, возглавляемые президентом), сериал сентиментально-бытовой (президент дома и среди народа), костюмированная историческая пьеса (инсценировка с участием ветеранов на Красной площади или введение праздника «освобождения от польско-литовских интервентов» 4 ноября) и т.д. Важно, что и набор этих жанровых версий, и встающая из них конструкция мира имеют явное сходство с наиболее популярными последние годы передачами двух основных каналов российского телевидения. Пожалуй, единственное, что отсутствует сегодня в публичной политике и ее демонстрируемых спектаклях, это юмор: после снятия с эфира передачи «Куклы» юмористическая, ироническая, сатирическая сюжетика и интонация в ритуалах визуального представления российской власти исчезли, хотя скандальные фигуры глумливых придурков на телеэкранах множатся и множатся.

Подведу некоторый итог. В отечественной публицистике последних лет укоренился среди прочего такой стереотип: в России не происходит ничего необыкновенного, такое характерно или было характерно «для всех». А вот и нет, различия есть, и значительные. Скажем, в других социально-исторических обстоятельствах (имею в виду Европу) массовизация завершала процесс формирования модерных элит и институтов, открытого общества и современной культуры. В российской же ситуации -- ограничусь нынешним этапом -- массовизация разворачивается вместо модерности. Это массовизация социума без модернизации его базовых институтов.
Борис ДУБИН


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.03.2006
Роман Мухаметжанов
Гражданское общество, низовая демократия -- это своего рода капиллярная система общественного организма. Без нее самые демократические политические институты начинают работать сами на себя, теряют связь со страной и в конце концов перерождаются... >>
  • //  27.03.2006
Роман Мухаметжанов
Власть, масса и массмедиа в сегодняшней России
Уже в 1999--2000 годах отдельные наблюдатели социально-политической жизни России заговорили об эффекте дежавю. С годами на все более узком пространстве критических высказываний о происходящем в стране слова о возврате власти то ли к брежневскому, то ли к сталинскому режиму чуть ли не вошли в привычку... >>
  • //  27.03.2006
От советского энтузиазма к «зеленому» оппортунизму
Принято считать, что общественные организации в СССР были либо андерграундными, в предельном случае диссидентскими, либо декоративными. Но на самом деле с 1960-х годов в стране существовали самые настоящие общественные природоохранные организации, причем вполне легальные и довольно массовые... >>
  • //  27.03.2006
Власть и общество в Аргентине
История Аргентины в ХХ веке поражает вопиющим несоответствием огромного потенциала -- природного и человеческого -- более чем скромным достижениям в социально-экономическом и особенно политическом развитии... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика