N°41
13 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.03.2006
Чистая линия
В Омске построят первую концептуальную ветку метро

версия для печати
Первая за долгие годы концептуальная линия метро может быть построена на постсоветском пространстве. Речь идет об Омске -- седьмом городе России, который должен стать восьмым городом, в котором появится метрополитен. Первая линия омского метрополитена претендует на звание концептуальной -- это будет не набор отдельных станций, связанных между собой лишь тоннелями, а единый архитектурный ансамбль.

Конечно, понятие «концептуальная линия» -- весьма относительное. Линии первых советских метрополитенов были именно концептуальны -- например, станции Сокольнической и Замоскворецкой линий в Москве выдержаны в стиле ар деко. Входы в них обозначены изящными вестибюлями, напоминающими парковые павильоны. Однако со временем «чистые», выдержанные в одном стиле линии перестали строить. Метрополитены, появившиеся в 80-е годы в четырех городах РСФСР, были, как и все в это позднесоветское время, весьма сомнительного качества. Независимо от того, где строилось метро -- в Нижнем Новгороде (Горьком), Новосибирске, Куйбышеве (Самаре) или Екатеринбурге (Свердловске), -- подход сохранялся один и тот же. Создавались некие реминисценции столичного метро, правда, в провинциальном исполнении. В каждом городе были станции с примерно одинаковым для всех набором тем для художественного оформления -- труд, Москва, Победа, Ленин. Ни о каком едином стиле речь в этих метрополитенах, конечно, не шла.

В прошлом году метро появилось в Казани, но его нельзя в полном смысле назвать современным, это все те же перепевы станций московского метро, к тому же приправленные восточным колоритом. Здесь также есть станции на любой вкус -- от якобы классики до якобы хай-тека, и в каждой сквозит желание построить дворец, а не современную транспортную систему.

Попытка создания линии, выдержанной в едином стиле, предпринята в Омске. Пусковой участок, состоящий из четырех станций, будет открыт в 2008 году. В Омске «Метрогипротранс», выигравший конкурс на проектирование, не пошел по пути художественного оформления иди декорирования станций. «Заречная» -- это не голубая плитка на стенах, «Кристалл» -- не подделка под хай-тек, «Соборная» -- это не кресты, шатры, купола и прочая декорация a la russe, ну и «Библиотека им. Пушкина» -- не мемориал поэту с непременными виньетками, цитатами и профилями.

Из-за крайне сжатых сроков все станции будут построены фактически по одному проекту -- они будут односводчатыми, различаться же будет лишь оформление потолка. Ниши на потолке, выполненные в виде различных геометрических фигур -- круга, квадрата, треугольника, ромба, -- станут своеобразной системой опознавательных знаков.

Круглые ниши на потолке «Соборной» -- это купола; ромбы на «Кристалле» -- кристаллическая решетка; треугольники на «Заречной» -- паруса; а кессон на «Библиотеке имени Пушкина» -- классический кессон. Никакого иного художественного оформления, кроме ниш в потолке, проектом не предусмотрено. Автор проекта Николай Шумаков так комментирует выбранное решение: «Никаких посылов в нашу московскую сталинскую или брежневскую архитектуру, категорически, абсолютно. Строгие, современные чистые станции».

Конечно, такое концептуальное решение вызвано банальными причинами -- нехваткой денег и времени. Ничего технологически нового в станциях омского метро не будет, строительство подобных односводчатых станций -- давно апробированный технологический прием. Сооружается передвижная опалубка для того, что бы «отмонолитить» будущую станцию. Это настоящий передвижной город, размером в ширину 20 метров (как станция) и 12 метров в длину. Постепенно этой конструкцией «прогоняется» все пространство будущей станции. Эта конструкция будет применена на всех четырех станциях, с той лишь разницей, что в каждом случае опалубка будет дополнена т.н. «шапочкой» -- сменным объемным элементом, который и создаст оригинальный потолок.

Входы на станции будут обозначены на поверхности не только традиционной буквой «М», но и павильонами оригинальной формы. Обычные подземные переходы будут «запрятаны» в прозрачные конструкции, перехваченные металлическими обручами. Эти «коконы» отдаленно напоминают входы в метрополитен Бильбао, спроектированный сэром Норманом Фостером. Увы, на этом сходство метро Бильбао и Омска заканчивается. Для подземки, построенной в Стране Басков, был специально разработан не только проект самих станции, но даже дизайн вагонов. В Сибирь же переносят давно знакомый проект, но умело приспосабливают его под скромный бюджет и сжатые сроки строительства.
Александр ЗМЕУЛ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  13.03.2006
Последние тенденции в архитектуре подземных городов
Отечественные метрополитены всегда развивались в полном соответствии с тем, что происходило на поверхности. Стиль ар деко первых станций со временем «утяжелился» до помпезной послевоенной классики. Потом эта «дворцовая» архитектура была сметена борьбой с излишествами... >>
  • //  13.03.2006
В Омске построят первую концептуальную ветку метро
Первая за долгие годы концептуальная линия метро может быть построена на постсоветском пространстве. Речь идет об Омске -- седьмом городе России, который должен стать восьмым городом, в котором появится метрополитен. Первая линия омского метрополитена претендует на звание концептуальной... >>
  • //  13.03.2006
Главный архитектор «Метрогипротранса» Николай ШУМАКОВ рассказал Александру ЗМЕУЛУ о том, почему современные станции метро выглядят так и никак иначе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика