N°34
28 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.02.2006
Михаил Циммеринг
«Ректоры не могут правильно освоить миллионы»
версия для печати
Стартовавший в начале этого года один из четырех федеральных национальных проектов «Образование» показал, что в полной мере к его реализации не готовы ни чиновники, не общество. Десятилетия хронического недофинансирования образования привели к тому, что руководители большинства вузов сегодня даже не могут придумать, как им освоить сотни миллионов рублей, выделяемых государством в рамках нацпроекта. Чиновники на местах, отвыкшие пропускать через свои руки столь фантастические для школы суммы, боятся допустить просчеты и затягивают работу многочисленными консультациями с руководством в федеральном министерстве. Минобразования в свою очередь продолжает на ходу дорабатывать критерии отбора грантополучателей, предпочитая выслушать все пожелания образовательного и научного сообщества и тем самым затягивая сроки старта конкурсов -- в частности, по передовым школам и лучшим учителям. О том, как власти намерены преодолевать эти проблемы, корреспонденту "Времени новостей" Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказал министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО.

-- Андрей Александрович, формально нацпроекты уже стартовали, но они все еще правятся на ходу, сдвигаются сроки проведения конкурсов, откладывается выделение грантов. В этом есть некое нарушение правил игры. Почему так выходит?

-- Я считаю, что мы не отказались ни от одного из первоначальных предложений и обещаний. Другое дело, что до сих пор идет доработка подходов и механизмов реализации. Но с самого начала мы предупреждали, что готового решения нет, критерии отбора лучших мы будем дорабатывать вместе с сообществом, учитывать все мнения. Посмотрите критерии отбора лучших школ и лучших учителей. Они изменились по сравнению с первоначальными планами, причем изменились существенно, во многом в лучшую сторону. Кое-какие изменения я бы делать не стал. Но это и есть учет общественного мнения. Мы не должны продавливать свою позицию любой ценой, а должны учитывать аргументы и, если они обоснованны, их принимать, даже если по каким-то причинам они нам не нравятся.

Мы понимаем, что и те критерии, которые мы сегодня выбрали и по школам, и по учителям, и вузам, скорей всего будут изменены, скорректированы к следующему году.

-- А почему задерживаются сроки некоторых проектов?

-- Не было у нас таких масштабных и амбициозных проектов очень давно. В каком-то смысле создание новосибирского Академгородка в 50-е годы прошлого века было похожим по системности проектом. Давайте оценим: мы замахнулись на создание двух бизнес-школ, двух национальных университетов в округах, предложили переоборудовать 3 тыс. школ, дать мощный толчок к развитию примерно 20 университетам. Речь идет не просто о модификации некоторого количества образовательных учреждений. Наша задача -- на базе идей нацпроекта опробовать новый подход к системе образования, выработать новые критерии для системы в целом, которые изменят ее, введут в нее общественные институты, переведут на нормативное финансирование.

Мы прошли сейчас самую простую часть -- организовали доплаты классным руководителям. Казалось бы, проще некуда. Но только огромными усилиями мы добились того, что выполняем план. Не готовы были к этому люди и не верили. Причем я говорю в данном случае не только о чиновниках, но и о самом образовательном сообществе.

-- Неужели люди не готовы брать деньги?

-- Плохо то, что мы привыкли жить в условиях недофинансирования. Та же ситуация в науке. Когда три года назад мы начинали так называемые мегапроекты, в рамках которых институтам предлагались на определенных условиях сотни миллионов рублей на два-три года, люди психологически ломались, они не понимали, как эти деньги освоить. Подчеркну: использовать для развития, а не истратить на текущие нужды. Сегодня же инновационные вузы, которые могут получить в рамках нацпроекта «Образование» до одного миллиарда рублей, как оказывается, не готовы освоить эту сумму. Я спрашивал нескольких уважаемых ректоров, сколько им нужно денег по максимуму на два года. И в ответ мне они называли цифры, кажущиеся сегодня более чем скромными.

-- Может быть проблема в том, что они не могут выполнить условие министерства и найти эквивалентное сумме гранта внебюджетное финансирование?

-- Сейчас требуется, чтобы всего 20% от общей суммы было внебюджетным. Ректоры видят сложности в том, как использовать эти деньги, как обеспечить соответствующий уровень закупок. Мы же не позволим просто закупить оборудование и сложить все в ящик. Все оборудование должно через полтора-два года уже работать на пользу науки и образования. Студенты должны на нем учиться, получать новые результаты. Оказывается, это очень непросто. Напомню, что деньги предусмотрены на оборудование, новые учебные и исследовательские программы, стажировки специалистов, но не на строительство, где у нас деньги осваивать как раз очень хорошо научились.

-- Вы не раз говорили, что региональные вузы гораздо более амбициозны. В регионах готовы освоить выделяемые государством средства?

-- Думаю, что миллиард рублей будет сложно эффективно использовать для любых вузов. Но все же надеюсь, что некоторые смогут освоить за два года от 400 млн руб. и выиграть конкурсы в рамках нацпроекта.

-- А вы уже представляете, какие именно вузы станут победителями?

-- По моим оценкам, в России есть около 50 вузов, которые смогут претендовать на победу в конкурсе. Условия будут достаточно жесткими. Например, в течение первого года вузы должны будут провести у себя аудит, создать попечительский или наблюдательный совет, привлечь внебюджетные средства. Учитывая все эти требования, думаю, что заявок будет под сотню, может, 70--80. Победителей же будет 20--25, которые разделят между собой 10 млрд руб. в течение двух лет. Я надеюсь, что среди этих вузов питерские и московские в общей сложности будут составлять не более трети. Во всяком случае это было бы правильно по потенциалу, рейтингу.

-- "Подтягивать" региональные вузы для вас не менее важно, чем поощрять лучшие университеты страны?

-- Действительно очень важно, чтобы образование во всех регионах менялось к лучшему. Чтобы молодежь из Петрозаводска, например, была заинтересована учиться в Петрозаводском университете, а не в Петербургском. Но относительно нацпроекта квоты по регионам распределять было бы незаконно. Любой проигравший вуз опротестует результаты такого конкурса, потому что конкурс должен основываться только на конкуренции качества.

Единственное, что я могу сказать -- я считаю, что при прочих равных преимущества должны иметь региональные вузы. Именно потому, что мы должны быть заинтересованы в том, чтобы люди оставались учиться там, где они живут, и оставались работать там, где они учатся. И мы будем обязательно учитывать при отборе вузов такой критерий, как соответствие потребностям регионального рынка труда.

-- Из этих ли соображений титулы национальных университетов были отданы в Красноярск и Ростов-на-Дону?

-- Эти решения обусловлены кадровыми потребностями регионов, готовностью региональных властей, регионального бизнеса и представителей образовательного сообщества реализовать этот проект.

-- А статус свободной экономической зоны и грант на строительство технопарка были отданы Томску, а не Новосибирску тоже по региональному принципу?

-- А вот здесь нет. Конкурс по свободным экономическим зонам -- это как раз пример того, что победил сильнейший, а не тот, кто был определен решением вышестоящих начальников. Проводился очень серьезный мониторинг всех заявок, всех проектов. И по всем экспертным оценкам -- и бизнеса, и науки, и образования -- вышло, что томский проект лучше новосибирского. Хотя все ожидали, что победит Новосибирск.

-- Кстати, руководители институтов Сибирского отделения РАН очень сетуют на то, что обещанное вашим ведомством повышение средней зарплаты в 2008 году до 30 тыс. руб. в итоге понизит доходы ряда специалистов, которые сейчас получают и оклад из бюджета, и проценты от выполнения коммерческих контрактов. Новая система заставит их выбрать что-то одно.

-- Вообще-то это было предложение РАН -- вести раздельный учет и раздельное финансирование людей, получающих деньги за счет внебюджетных средств и из бюджета. Я считаю, что возможны и другие решения. Хотя с точки зрения эффективности работы желательно, чтобы человек на определенное время сосредоточился на чем-то одном.

-- Андрей Александрович, а будут ли продлены нацпроекты или все закончится разовой раздачей грантов?

-- Недавно было совещание, на котором планировался бюджет на 2006--2008 годы. В 2008 году Министерством финансов уже предусмотрены соответствующие средства на продление национальных проектов. Масштаб финансирования примерно тот же самый, что и сейчас.

-- Сегодня все чаще звучат предложения выделить научную сферу в отдельный национальный проект. Вы с этим согласны?

-- Нельзя просто так взять какое-то направление и назвать его нацпроектом. Нацпроект требует очень тщательной подготовки, серьезных расчетов. Даже нынешние нацпроекты, которые, как вы говорите, корректируются, готовились долго и тщательно. Они выросли из ряда федеральных целевых программ, работы по определению приоритетных направлений в сфере образования.

По науке такая работа ведется. Мы сейчас формулируем наши предложения по инновационному развитию научно-технической сферы. Если мы сумеем в рамках этой работы четко сформулировать конкретный и в то же время достаточно масштабный проект, который способен дать качественные системные изменения во всей научно-технической сфере, то мы предложим его в качестве нацпроекта.

======================================================

Стимулирование образовательных учреждений -- вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 году на конкурсной основе получат гранты в размере до 500 млн руб. не менее десяти вузов и поощрения по 1 млн руб. три тысячи школ.

Информатизация образования. За два года выход в Интернет получат более 22 тыс. школ. Будет закуплено соответствующее компьютерное оборудование.

Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей -- победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей.

Образование в армии. В рамках этого направления Минобразования и Минобороны откроют в течение двух лет около 100 современных учебных центров в воинских частях.

Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. На базе действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах. Цель их создания -- комплексное кадровое и научное обеспечение регионов. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Москве и Санкт-Петербурге.

Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Ежемесячные дотации выплачиваются классным руководителям из расчета 1000 руб. на 25 учеников в классе в городских школах, 15 учеников в классе -- в сельских.

Поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в регионах будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители получат премии президента в размере 100 тыс. руб. каждый.


  ОБЩЕСТВО  
  • //  28.02.2006
Михаил Циммеринг
Верховный суд заслушал доказательства приближения апокалипсиса
Апокалипсис и грядущий приход антихриста стали вчера предметом серьезнейшего обсуждения в Верховном суде России. Представители челябинского православно-патриотического движения «За право жить без кодов и чипов» заявили от лица всех православных граждан страны о неприемлемости российского паспорта образца 1997 года как оскорбляющего религиозные чувства... >>
  • //  28.02.2006
«Мосэнерго» возбудило прокуратуру
Экс-главе «Мосэнерго» и соратнику Анатолия Чубайса Аркадию Евстафьеву в ближайшее время, возможно, предъявят обвинение и вызовут на допросы в Генпрокуратуру... >>
  • //  28.02.2006
Михаил Циммеринг
Стартовавший в начале этого года один из четырех федеральных национальных проектов «Образование» показал, что в полной мере к его реализации не готовы ни чиновники, не общество... >>
  • //  28.02.2006
Пропал 70-летний тесть Мурата Зязикова
В Назрани вчера вечером пропал председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды парламента Ингушетии, тесть президента республики Магомед Чахкиев. В МВД не исключают, что он был похищен... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
  • //  28.02.2006
Телерепортер Илья Зимин, по основной версии сыщиков, стал жертвой бытовой ссоры
Расследованием гибели специального корреспондента НТВ Ильи Зимина займется прокуратура города. Прокурор столицы Анатолий Зуев взял под свой личный контроль дело об убийстве журналиста и вчера распорядился передать его в управление по расследованию бандитизма и убийств городской прокуратуры... >>
//  читайте тему:  Убийство Ильи Зимина
  • //  28.02.2006
Расследование трагедии Басманного рынка перешло в «бумажную» стадию
История с расследованием причин обрушения Басманного (Бауманского) рынка Москвы, под руинами которого утром 23 февраля погибли 66 человек, похоже, больше не принесет никаких неожиданностей или скандальных разоблачений... >>
//  читайте тему:  Трагедия на Басманном рынке
  • //  28.02.2006
Экологи вылавливают из Амура пораженных язвами рыб
Изучение последствий нитробензольного загрязнения Амура, произошедшего осенью прошлого года из-за аварии на китайском химическом заводе в Цзилине, может полностью остановиться из-за отсутствия финансирования... >>
  • //  28.02.2006
Южная часть Сахалина в минувшие сутки испытала на себе целый набор катаклизмов. В ночь на 27 февраля из-за аварии на магистральном трубопроводе почти весь областной центр остался без тепла и горячей воды... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ