N°15
31 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.01.2006
Reuters
Модернизация российских вооруженных сил
В 2003 году президент России объявил о предстоящей модернизации армии. Вот важнейшие идеи, высказанные Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию РФ в 2003 году: «В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры вооруженных сил... В соответствии с утвержденными планами, мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках... Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших вооруженных сил. С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора -- либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие три года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет».

Принятая тогда же, в 2003 году, федеральная целевая программа (ФЦП) перевода на контракт военнослужащих рядового и младшего командного состава формально является межведомственной. Однако в действительности ее реализуют только силовики. А они всячески противятся переводу всех регулярных войск на контракт -- даже в отдаленной перспективе. К сегодняшнему дню на контракт переведены полностью лишь отдельные соединения, в первую очередь 76-я воздушно-десантная и 42-я мотострелковая дивизия. В остальном реформа, если верить Министерству обороны, осуществляется в соответствии с ФЦП, но сталкивается с трудностями. А вот «опережающие темпы» комплектования по контракту всех должностей сержантов во всех регулярных войсках временно забыты: к этому мероприятию собираются приступить только после завершения ФЦП.

Что ж касается трудностей, то следует заметить: до сих пор денежное довольствие контрактника не превышает среднюю зарплату по стране нигде, кроме Чечни. Поэтому вместо интенсивного притока контрактников в армию наблюдается отток ранее набранных -- в основном тех, кто служил не в частях постоянной готовности. Но и не только из них. Из-за поборов, которым подвергаются контрактники, служащие в Чечне, военная карьера утрачивает привлекательность и для них. Согласно опубликованным данным, из 42-й дивизии в 2005 году уволилось более 1,3 тыс. человек, еще более 400 будут досрочно уволены, поскольку не вернулись из отпусков. Как выяснилось, во время службы они не получали положенных видов довольствия. Да и в «элитной» 76-й не все благополучно, о чем свидетельствует начальник штаба этой дивизии. Нормы довольствия таковы, что зачастую контрактники вынуждены на собственные деньги покупать некоторые предметы одежды и экипировки, в том числе даже лыжи.

Еще хуже обстоит дело с предстоящим сокращением продолжительности службы по призыву. Вместо шестимесячного срока, вполне достаточного, как показали многие специалисты, для обучения основам военно-учетной специальности и подготовки к службе по контракту, в постановлении правительства и в послании президента РФ появилась формула «до одного года», под которой военные понимают не шесть, а полных двенадцать месяцев.

Обещано, что все призванные проведут первое полугодие в учебной воинской части. Но и тут нет ясности. Количество таких частей и суммарная численность их контингента явно недостаточны. Значит, многих юношей сразу призовут в учебные подразделения при других воинских частях, где их ждет встреча с «дедами». Да и те военнослужащие, которые пройдут через учебные воинские части, во втором полугодии службы окажутся не в частях постоянной готовности, а в каких-то загадочных «линейных» частях. Что это за части, далеко не ясно. Официально воинских частей с названием «линейные» в РФ вообще нет.

Вероятно, из-за этой неясности Министерство обороны до сих пор не выполнило пункт 4 упомянутого постановления правительства о ФЦП и не представило вовремя -- то есть к четвертому кварталу 2003 года! -- законопроект об изменении порядка призыва на сокращенный срок и самого назначения такой службы. Вместо этого нас будоражат законопроектами об отмене отсрочек, о ликвидации военных кафедр и т.п.

Затягивание перехода на контракт чревато крайне негативными последствиями, особенно если учесть грядущий демографический обвал. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты математического моделирования процессов комплектования и их военно-экономических характеристик.

Как показали расчеты, после 2008 года предусмотренный в ФЦП темп роста количества контрактников, а также решение президента сократить срок службы по призыву никак не вяжутся с намерением сохранить нынешнюю численность вооруженных сил. Несовместимы они и с обещанием сохранить «студенческие» отсрочки. От чего-то придется отказаться, поскольку даже при отмене всех отсрочек демографический обвал приведет к резкому снижению притока молодых граждан в призывной контингент.

Утверждают, что планируемые темпы перехода на контракт обусловлены экономическими факторами. Но и этот аспект был всесторонне изучен. При реализации программы Министерства обороны (вначале выполнение ФЦП, затем перевод на контракт всех сержантов) расходы на все виды довольствия, включая жилье для тех, кто станет профессиональным военнослужащим, а потом -- военным пенсионером, возрастут примерно до 125 млрд руб. в год (в ценах 2005 года). В этих расчетах учтены все компоненты расходов, а также то обстоятельство, что, повышая денежное довольствие контрактникам, одновременно придется поднять его офицерам, прапорщикам и мичманам. Ну и, конечно же, предполагается, что кадровая политика будет разумной и не все военнослужащие, заключившие первый контракт, будут дослуживать до пенсии. В большинстве государств, имеющих крупные вооруженные силы (например, в США), после каждого контрактного срока приблизительно половина военнослужащих остается в кадровом составе, остальные уходят. Именно на это направлены система стимулов и законодательство.

С учетом такой, рациональной для России кадровой политики были оценены дополнительные расходы на ускорение реформы системы комплектования при различных вариантах ускорения.

Моделированием установлено, что даже если не сокращать численность рядового и младшего командного состава и вообще всех военнослужащих, то при форсировании федеральной целевой программы превышение расходов составит всего лишь несколько процентов от нынешних совокупных расходов на оборону.

За исключением «форсированных» вариантов немедленного перехода, требующих «всплеска» расходов в ближайшие несколько лет, остальные вообще лежат в диапазоне 10--15 млрд руб. Но и «всплески», обеспечивающие немедленный переход, в финансовом отношении вполне терпимы. Напомним, в принятом бюджете расходы Министерства обороны составляют 600 млрд руб. Только в 2005 году дополнительно к бюджету (!) Министерство обороны получило гораздо больше средств, чем потребовалось бы для ускорения перехода на контрактную систему комплектования. И в следующем, 2006 году такая прибавка больше. Однако дополнительные средства направляются на иные цели. Кто доказал обществу, что они более актуальны?

Но дело даже не в этом. Более рациональным является принципиально иной подход к решению задачи комплектования. По показателю боеспособности количество военнослужащих в группировке, составленной из контрактников, эквивалентно в полтора раза большему количеству военнослужащих, проходящих службу по призыву в течение двух лет, как сейчас. Это означает, что численность военной организации в процессе перехода на контракт может быть сокращена более чем в полтора раза без какого-либо ущерба для обороноспособности страны. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.

Заметим, сокращение коснется не только солдат, матросов, сержантов и старшин, но и более «дорогостоящего» офицерского состава. Иначе говоря, речь идет не о дополнительных расходах, а о высвобождении средств, которые можно направить на закупки современного оружия.
Виталий ЦЫМБАЛ
//  читайте тему  //  Военная доктрина


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.01.2006
Reuters
"Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», тема которого -- войны будущего. Впрочем, с тем же успехом его тему можно было бы обозначить как войны настоящего... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  31.01.2006
Reuters
Американские военные эксперты заговорили о наступлении эры революционных изменений в характере боевых действий лет десять назад. В обиход вошел даже термин «военно-техническая революция»... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  31.01.2006
Reuters
В обозримом будущем эволюция вооруженных сил в мире представляется примерно следующей. Америка продолжает стремительно уходить в отрыв... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  31.01.2006
Reuters
В соответствии с поручением президента Министерство промышленности и энергетики разработало и в октябре прошлого года внесло на рассмотрение правительства законопроект о регулировании участия иностранного капитала в стратегических отраслях промышленности... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  31.01.2006
Reuters
В 2003 году президент России объявил о предстоящей модернизации армии. Вот важнейшие идеи, высказанные Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию РФ в 2003 году... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама