N°116
05 июля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.07.2006
Лики в старомодных конвертах
Экспозиция «Каллас, или Искусство самоинсценирования» в Европе

версия для печати
Про Каллас меломаны, в том числе русские, знают, кажется, все. И удивить их выставкой про Каллас может разве что тот, кто обладает искусством экспонировать общеизвестное в каком-то новом ракурсе. Именно эта надежда и манила почитателя Каллас в залы Немецкого театрального музея в Мюнхене, скрывшегося под итальянскими колоннадами в глубине Хофгартена. А теперь -- в Венский музей истории искусств, куда выставка переехала из Мюнхена. Конечно, вторая часть названия выставки -- «Искусство самоинсценирования» -- настораживает, потому что мы все, конечно, знаем, что Каллас в один прекрасный день сама себя инсценировала как Примадонну, стала стильной и элегантной, шикарной и дерзкой, но в этом ведь заключена совсем не вся Каллас. Куратор выставки Гунна Вендт самим названием сузила горизонты поиска. Но может быть, в реальности выставка содержательнее?

При входе в музей вы можете купить разные книги и фотографии сегодняшних и вчерашних актеров. Фотографии эти хранятся здесь в самом допотопном виде -- в побуревших от времени конвертах, тесно расставленных по алфавиту в коробках. Вы понимаете, что я рассказываю вам это не ради праздного любопытства. В старомодности этих конвертов ключ к принципам экспонирования на этой выставке. Как только видишь первый зал, понимаешь: это очень несовременная экспозиция. И рассчитана эта выставка на тех, кто про Каллас наслышан и, так сказать, хочет познакомиться с ней поближе. Между тем как любое большое произведение искусства хорошая выставка обязана воздействовать на зрителя самых разных уровней, и достичь этого можно только одним путем -- не быть банальной.

Спору нет, приятно подолгу рассматривать увеличенные фотографии дивы, которые ты уже хорошо знаешь, увлекательно открывать новые фотографии, на которых обожаемая тобою певица предстает в новом ракурсе. Невредно в энный раз посмотреть видеозаписи интервью и фрагментов из концертов, полезно снова и снова смотреть кадры из «Медеи» Пазолини, смаковать детали движений во втором акте «Тоски» с участием Тито Гобби. Понятное дело, впечатляют и роскошный кроваво-красный костюм, и блистающие украшения для того же второго акта «Тоски», и концертное платье. Вызывают интерес и эскизы платьев от Biki Alta Moda с комментариями Каллас, и фотографии Каллас на примерках. Бросается в глаза разница между толстой, «допримадоннской» Каллас и Каллас «самоинсценированной». Наводит страх комнатка в конце экспозиции, где в полутьме стоят три манекена в костюмах Нормы, со стены смотрит огромный портрет Дивы в ее коронной роли и где приглушенно звучит Casta diva. Но в общем и целом выставка производит какое-то жалобное впечатление. Что-то в ней есть снижающее, слащаво-смакующее и одновременно по-мещански нивелирующее.

Утешает каталог, сделанный той же Гунной Вендт. Там много хороших текстов самого куратора, в которых нет и тени атмосферы выставки: все дельно, стильно, хорошо сказано. И многочисленные фотографии «играют» гораздо больше, чем на выставке. Что говорит о том, что хорошо знать Каллас -- еще не гарантия того, что ты сделаешь о ней хорошую выставку. Потому что есть особое искусство -- искусство красиво и стильно экспонировать.
Алексей ПАРИН
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  05.07.2006
Выставка Игоря Шелковского в фонде «ЭРА»
«Издатель -- художник» не такая уж экстравагантная для российской истории фигура. Серебряный век подарил нам замечательного рисующего искусствоведа и журналиста Александра Николаевича Бенуа, чьи работы способны лучше всего проиллюстрировать материалы ведущих изданий рубежа веков: «Старые годы», «Мир искусства», «Столица и усадьба»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.07.2006
Экспозиция «Каллас, или Искусство самоинсценирования» в Европе
Про Каллас меломаны, в том числе русские, знают, кажется, все. И удивить их выставкой про Каллас может разве что тот, кто обладает искусством экспонировать общеизвестное в каком-то новом ракурсе... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.07.2006
Новое кино Восточной Европы на ММКФ
Московский кинофестиваль успешно закончился, так и не продемонстрировав публике никаких радикальных перемен... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.07.2006
Смотрите с 6 июля на экранах Москвы
«У холмов есть глаза» (США, 2006, Александр Ажа). Ремейк знаменитого, хотя и не самого удачного фильма ужасов Уэса Крейвена 1977 года про американское семейство, волею рока оказавшееся в пустыне, где некогда проводились ядерные испытания... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика