N°8
21 января 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.01.2005
Культурное тело в мохнатой шапке
Русское искусство предлагается считать прогрессивным

версия для печати
Матрешечно-самоварные стратегии репрезентации русского культурного имиджа на Западе традиционны и давно никого не удивляют. Обращают на себя внимание только самые выдающиеся случаи экспорта. Например, в Лондоне на днях приключился фестиваль «Русская зима», хедлайнерами которого стали не только цирковые медведи, шастающие со своими поводырями по Трафальгарской площади, но и Краснознаменный хор имени Александрова, как ничто другое, способный вызвать у гуляющих лондонцев неординарную смесь ступора и веселья. Как показывает практика, культурные медведи в разных видах и вариантах пользуются у иностранной публики традиционным спросом. Казалось бы, весь этот цирк совершенно не нуждается в изобретении дополнительных велосипедов. Он прекрасно катится сам собой.

Между тем организаторы «Русского вечера» на Давосском форуме решили облечь привычный набор русских стереотипов в холщовый мешок самоиронии. В качестве главного сувенира скроили, конечно, шапку-ушанку, поджидающую участников форума в гостиничных номерах. Но с эффектным логотипом Russian Night, сияющим во лбу помятой шапки аки заправская звезда, сувенир выглядит стильно, кокетливо, в меру дурашливо и в меру амбициозно. К шапке прилагается мешок -- прекрасный образец современной, экологически чистой упаковки.

Общий дизайн вечера (он будет проходить в рамках традиционного заключительного приема), исполненный Игорем Гуровичем, выдержан в том же духе: расписные световые колонны и скатерти навевают сказочные сны. Тихо мелькают цветы, жар-птицы и те же медведи, что бегали по Лондону. Но как-то нежно и с юмором они это делают.

По словам режиссера-постановщика давосского шоу Алексея Аграновича, российскую культуру слишком часто предлагают западной публике в виде особого, диковинного блюда. На этот раз политической и экономической европейской элите решили представить российскую культуру так, будто это не зоопарк и не провинциальный цирк, а нормальный кусок «современного европейского мультикультурного, интегрированного пространства». Такой подход выглядит едва ли не инновационным.

Список участников «Русского вечера», который замыслен главным культурным событием форума, открывается Большим театром, отправляющимся в Давос со своим камерным ансамблем и солистами оперы и балета. Владимир Маторин, Елена Заленская и другие звезды представят современный вокальный стиль театра и страны, а Николай Цискаридзе, Мария Александрова, Светлана Захарова покажут балетное лицо России. Однако если бы дело ограничилось Большим, не приходилось бы констатировать сдвиги в привычных механизмах.

«Кроме лица русской культуры в Давосе будут представлены и другие части ее тела», -- сформулировал на пресс-конференции лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Вместе с «Чайфом» высокое давосское собрание развлекут мультикультуралистская группа «Маркшейдеркунст» (любимые персонажи продвинутой клубной аудитории), джаз-квартет Игоря Бутмана, имеющий неплохую международную репутацию; свежая джаз-звезда Нино Катамадзе; этно-рок-джаз-проект «аукцыонщика» Леонида Федорова, новоджазового контрабасиста Владимира Волкова и фольклориста Сергея Старостина, способный запутать в жанровых, национальных и эстетических первоисточниках аудиторию любой степени просвещенности и знакомства как с местными музыкальными обычаями, так и с актуальными европейскими тенденциями. Если вышеперечисленные образцы представляют ноги, руки, глотки, головы русской культуры, то какую часть прогрессивного российского культурного тела призван олицетворять Валерий Меладзе, сразу как-то и не сообразишь. Что касается связок, жил и кровеносных сосудов экспортируемого тела, их изобразят участники фольклорного ансамбля «Веретенце», которые соединят все фрагменты шоу в единое целое. Над совместными номерами «народников», джазменов, рокеров и альтернативщиков работает тонкий и авторитетный специалист в области аутентизма и смежных жанров, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин» Андрей Котов.

Не то чтобы организатор акции Внешторгбанк сильно нарушил все законы экспонирования местного культурного имиджа за рубежом. Список участников, включающий яркие бренды и неодиозные имена, не выглядит из ряда вон выходящим. Но все же манера и технологии репрезентации (не говоря уже о том, что есть в списке и необычные для официальной культуры персонажи) лишены архаичности и махровой посконности. Как-никак Давосский форум традиционно ждет от России вменяемости и прогресса. Теперь он будет получать их в форме культурных артефактов.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  21.01.2005
Русское искусство предлагается считать прогрессивным
Матрешечно-самоварные стратегии репрезентации русского культурного имиджа на Западе традиционны и давно никого не удивляют. Обращают на себя внимание только самые выдающиеся случаи экспорта... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  21.01.2005
Вячеслав Кочетков
В Третьяковской галерее экспонируются картины Натальи Нестеровой
Наталья Нестерова давно получила все сущие в России художественные регалии и награды. Профессор и академик живописи, лауреат самой противоречивой Государственной премии и самой громкой премии общественной («Триумф»), она заработала на родине все, что возможно, -- кроме внятной выставки в Третьяковской галере... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  21.01.2005
«Дом летающих кинжалов» на московских экранах
В 859 году некогда процветающая китайская династия Тан переживала упадок. Погрязшее в коррупции правительство с трудом справлялось с вспыхивающими очагами сопротивления, а революция набирала силу. Особенно много проблем вызывала группировка, известная как «Дом летающих кинжалов»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.01.2005
Конец минувшего года был ознаменован приговором русской литературе: на заседании правительства министр обороны РФ сообщил коллегам по кабинету о том, что он не знает ни одного современного писателя, которого стоило бы читать... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ