Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°72
26 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.04.2005
Бурная жизнь раритетов
Закончился фестиваль «Musica Viva собирает друзей»

версия для печати
Ежегодный фестиваль оркестра Musica Viva во главе с просвещенным виолончелистом и инициатором нетривиальных музыкальных партнерств, исполнений и изысканий Александром Рудиным в этом году состоял всего из четырех концертов. Но каждый из них -- вне зависимости от количества публики во Врубелевском зале Третьяковской галереи (были тихие дни и аншлаги) -- оказался раритетным и событийным.

Никакой специальной концепции у фестиваля на этот раз не было: «Мы просто хотели пригласить наших друзей и предложить им сыграть то, что они хотят», -- пояснил Александр Рудин. «Но все опять получилось так, как хотим мы», то есть изящно, необычно, с акцентами на старинной и современной музыке, со вкусом и игривостью, заметной не в исполнительском кокетстве, а в неожиданных репертуарных параллелях. Общий сбор хороших знакомых оркестра потянул за собой если не призрак концепции, то выразительное родство манер, взглядов на искусство, подходов к партитурам и к звуку.

Кроме очаровательных и интригующих находок, в программах поражало как будто специальное намерение участников фестиваля избежать привычной для классической музыки статичности исполнительских образов. Главные герои феста меняли амплуа как перчатки, отсылая слушателя к эпохам, когда классическая музыка была еще жива, а каждый ее исполнитель умел играть на целом комплекте инструментов и вступать в самые неожиданные взаимоотношения со слушателями и коллегами.

Рудин представал то в образе солиста-виолончелиста, то в качестве исполнителя на виоле да гамба, то в роли дирижера. Контрабасист и специалист по древнерусскому пению Анатолий Гринденко играл изощренные basso continuo на гамбе (в том числе в дуэте с Рудиным) и гипнотизировал из заднего ряда свой новый хор Barocco, участвовавший в исполнении двух «Магнификатов» -- Иоганна Себастьяна и Карла Филиппа Эммануила Бахов. Назар Кожухарь играл на скрипке, гамбе и капризной виоль д'амур, еще представлял собственный оркестр The Pocket Symphony и сидел на месте концертмейстера во время исполнения «Магнификатов» оркестром Musica Viva.

Иноземные гости -- финский оркестр Avanti, флейтисты Массимо Мерчелли и кларнетист Дарко Брлек предстали перед публикой в более ординарных видах, но тронули ненапыщенной виртуозностью (Симфония-concertante Франца Данци с ловким дуэтом солирующих флейты и кларнета) и необычайной тонкостью звука (ранняя, но уже почти поставангардистская «Серенада» Валентина Сильвестрова и почти ортодоксально-авангардистский «Концерт для тринадцати» финна Уско Мерилайнена в исполнении Avanti).

Из программ, сыгранных своими силами, самыми запоминающимися стали собрание изысканных редкостей в отточенном и пластичном исполнении The Pocket Symphony (особенно тонко и упоительно по звуку, штриху и стилю звучали раритетные концерты Вивальди) и нарядный романтизм русского князя Голицына в компании с опероманским симфонизмом мангеймского романтика Данци и нежной пышностью русско-немецкого виолончелиста и профессора Карла Давыдова (в исполнении Musica Viva).

Самым значительным событием фестиваля, как и предполагалось, стали героически вылепленные, скульптурные «Магнификаты», словно снятые с традиционных котурнов и облаченные в легкие одежды по сезону. Последние, кроме премьеры хора «Барокко» («Мы всего лишь ученики искушенных европейцев, но по крайней мере уже не обычное советское хоровое стадо», -- говорил Гринденко), предложили инструментальный и ансамблевый блеск, а также просветы элегантного европейского вокального стиля у некоторых солистов (контратеноров Олега Рябеца и Рустама Яваева, баса Тобиаса Шарфенбергера и тенора Эндрю Гудвина).

Вообще, все четыре строго и лаконично спрограммированных и превосходно сыгранных концерта оказались настолько изящны по стилю, нетривиальны и так явно проникнуты духом живого музицирования, что за ними уже хочется оставить почетное место среди самых интересных и необычных событий постепенно завершающегося сезона.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.04.2005
ИТАР-ТАСС
Ницше, Кафка, Беккет, Джойс, или «Суф(ф)ле» в Театре на Таганке
Спектакль «Суф(ф)ле», премьеру которого Юрий Любимов приурочил к 41-му дню рождения своего театра, внешне похож на два предыдущих («До и после», 2003; «Идите и остановите прогресс», 2004); он и задуман как заключительная, самая значительная часть триптиха... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  26.04.2005
Сергей Хачатуров
Выставка «Возвращение из небытия» в Музее изобразительных искусств
Открывающаяся сегодня при поддержке Внешэкономбанка в ГМИИ на Волхонке экспозиция посвящена реставрации и восстановлению античных памятников, перемещенных в годы Великой Отечественной войны... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.04.2005
Новые книги. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  26.04.2005
Закончился фестиваль «Musica Viva собирает друзей»
Ежегодный фестиваль оркестра Musica Viva во главе с просвещенным виолончелистом и инициатором нетривиальных музыкальных партнерств, исполнений и изысканий Александром Рудиным в этом году состоял всего из четырех концертов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.04.2005
Денис Гришкин
Аркадий Вайнер работал следователем. Романтическая профессия в те годы. А младший брат Георгий был журналистом. Нужен был небольшой толчок извне, чтобы они начали писать. Понятно, что -- детективы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ