N°71
25 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.04.2005
Кирилл Каллиников
Детский возраст
«Виртуозы Москвы» отпраздновали 25-летний юбилей

версия для печати
Два московских юбилейных концерта «Виртуозов» -- в БЗК и «на базе» оркестра в Доме музыки -- прошли с аншлагом (несмотря на весьма дорогие билеты) и с большим успехом. Парадная публика, среди которой трудно было не заметить необычайное количество деятелей культуры (от Аллы Пугачевой до Георгия Данелии), крупных бизнесменов и маститых политиков (на первом концерте присутствовал даже Борис Ельцин), придала событию ощущение размаха и праздника. Похоже, что процентное соотношение VIP-гостей и простых слушателей достигло в эти дни рекордных цифр. А праздничные программы в свою очередь показались виртуозно сбалансированными: бессменному худруку оркестра Владимиру Спивакову, как часто бывает, удалось сделать так, чтобы все остались совершенно довольны. Дух высокого искусства прямо-таки сочился из репертуарного выбора (Луиджи Боккерини, Моцарт, Гайдн, Шостакович, Жан Батист Арбан, Гия Канчели) и подбора партнеров-солистов (мастеровитый трубач Сергей Накаряков, атлетичный Денис Мацуев, резкий, быстрый, обаятельный и знаменитый Миша Майский). А стиль исполнения и манера шутить не могли оставить равнодушными ни меломанов, ни даже самых посторонних по отношению к музыке гостей (банкиры басом кричали «браво!», Пугачева махала рукой Майскому, а когда тот отыграл, усадила его рядом с собой).

«Виртуозы» всегда -- в самые стародавние времена и особенно на пике карьеры в середине 80-х годов (тогда оркестр умудрился почти одновременно заслужить статус государственного и приобрести ореол едва ли не антисоветского) -- славились своим артистизмом, сочетанием легкости и серьезности, слезы и улыбки, доходчивости и умения крепко стоять на котурнах.

Артистическая жилка на этот раз была более чем уместна: кто может упрекнуть юбиляров в намерении в свой собственный праздник не хмурить бровь, а гулять и балагурить?

Другой вопрос, что написанная по следам ждановских постановлений ехидная и злобная сатира Шостаковича «Антиформалистический раек» не обязательно подразумевает контекст веселой добродушной именинной шутки. В исполнении «Виртуозов», хора, замаскированного под публику, сидящую на сцене, Сергея Лейферкуса, обладающего великолепным вокальным мастерством и актерским даром, а также Сергея Миронова («Да что вы себе позволяете!» -- кричал он из зала, смутив и не на шутку испугав аудиторию) «Раек» звучал аппетитно, как именинный торт со свечками, но может (или даже должен) вызывать оскомину, как кислая капуста.

В похожем ракурсе Владимир Спиваков увидел и представил ударный номер второго концерта -- «Детскую» симфонию Гайдна. В ней есть партии, написанные для детей, играющих на детских, игрушечных инструментах. На роль юнцов были приглашены Марк Захаров, Олег Табаков и Леонид Рошаль (согласно комментарию Святослава Бэлзы, «великие дети России»). Уютно усевшись перед дирижером в окружении оркестра, они дудели, пищали и трещали под растворившийся в общем хохоте аккомпанемент оркестра, доведя публику до слез. Очевидно, что теоретически возможное в обращении с этой партитурой музыкальное гурманство не позволило бы достичь такого сногсшибательного эффекта.

Праздник, он на то и праздник, чтобы веселиться и развлекать гостей. Чтобы дать Мацуеву поимпровизировать, а Максиму Галкину изобразить соло на пишущей машинке в забавной музыке Лероя Андерсона. Даже удивительно, что нехитрый юмор и возвышенные комментарии не помешали публике расслышать сегодняшний стиль эмблематического оркестра: его отличают общая стабильность, ясность штриха, чистота интонации, непоколебимое спокойствие фразировки, умеренность стилевых взглядов и шелковистая гладкость звукового баланса (мягких струнных и опрятных духовых).

Между тем два торжественных концерта только часть юбилейных мероприятий «Виртуозов». Из оставшегося обращает на себя внимание запланированный на осень 25-го сезона «Виртуозный арт-салон» (передвижные вернисажи молодых художников, концерты, репетиции и мастер-классы), который оркестр намерен организовать совместно с Галереей искусств Зураба Церетели -- еще одного мастера тешить нарядную VIP-аудиторию и широкие массы одновременно.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  25.04.2005
Виктор Баженов
"Дон Жуан" в Театре Вахтангова
Сняв с себя тяжкие обязанности худрука в Театре им. Станиславского, выдержав довольно долгую паузу, Владимир Мирзоев вернулся на хорошо знакомую вахтанговскую сцену и поставил комедию Мольера «Дон Жуан». Задним числом можно сказать, что опыт художественного руководства был для Мирзоева неудачен, но небесполезен... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.04.2005
Великий Ноймайер поставил "Русалочку" в Опере Копенгагена
Новое здание Оперы в Копенгагене похоже на орех в широкополой шляпе: снаружи стеклянная скорлупа, внутри выпирающее круглым боком в прозрачное фойе обшитое деревом ядрышко -- трехъярусный зал на тысячу триста мест, сверху почти плоская нашлепка-крыша... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  25.04.2005
Фильм «В глубокой глотке» в московском прокате
Документальное исследование Фентона Бейли и Рэнди Барбато, полуторачасовой экстракт из более чем восьмисот часов эксклюзивных интервью и архивных киноматериалов, посвящено фильму Жерара Дамиано «Глубокая глотка» -- одному из ярчайших феноменов западного масскульта, краеугольному камешку нынешней свободы нравов, самой настоящей американской заветной сказке... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.04.2005
Кирилл Каллиников
«Виртуозы Москвы» отпраздновали 25-летний юбилей
Два московских юбилейных концерта «Виртуозов» -- в БЗК и «на базе» оркестра в Доме музыки -- прошли с аншлагом (несмотря на весьма дорогие билеты) и с большим успехом... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ