N°232
13 декабря 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.12.2005
Проза нетрадиционной ориентации
версия для печати
Зои Хеллер. Хроника одного скандала. Пер. с англ. Елены Ивашина. М.: Фантом Пресс, 2005

Второй по счету роман молодой англичанки Зои Хеллер заставил критиков вспомнить о популярности фаулзовского «Коллекционера» и был номинирован на Букер.

Начало «Хроники» напоминает о скандальных американских разборках эпохи фашиствующей политкорректности, когда литераторы всех мастей бросились писать о показательных процессах, связанных с ученическо-преподавательскими интрижками в учебных заведениях. Платье Моники Левински, накрывшее темной тучей пуританскую Америку, возбудило писательское воображение Бена Элтона, Франсин Проуз, Дэвида Лоджа. Наивные интеллектуалы пытались отстоять идеалы либеральных 60-х и отвоевать право на индивидуальную историю, но не тут-то было. Америку конца 90-х накрыло волной инквизиционной ярости, костры полыхали практически во всех колледжах.

Уроженка Британии Хеллер после окончания Оксфорда переехала на ПМЖ в Нью-Йорк. Первая глава «Хроник» датирована 1 марта 1998 года: последующее развитие сюжета позволяет заподозрить автора в подражании заокеанским коллегам.

В лондонскую школу Сент-Джордж поступает на работу новая учительница, потомственная аристократка Шеба Харт. Устав от относительно благополучного супружества, 40-летняя красотка с повадками Мэри Поппинс решает посвятить себя преподаванию керамического искусства выходцам из социальных низов. Благородные намерения приводят классную даму прямиком в объятия безграмотного пятнадцатилетнего плейбоя. История получает широкую огласку. Ежедневные газеты выходят с портретами падшей красавицы-учительницы на первых полосах. В ожидании судебного разбирательства проклятая семьей барышня коротает дни под домашнем арестом в обществе престарелой учительницы литературы.

За незатейливой фабулой скрывается не эпигонский социальный роман эпохи политкорректности, как может показаться в первый момент, а неожиданно мотивированная психологическая проза, анализирующая метаморфозы любви и желания, подавления и вытеснения -- со всеми вытекающими последствиями.

Подана эта мутная история с путаными показаниями от лица сочувствующей училки-конфидентки. Зои Хеллер начинает издалека, так что читатель не сразу распознает в честной и добросовестной рассказчице главную виновницу скандальных событий. Сперва в монотонной интонации «Хроник» распознается лишь объективная свидетельница, сочувствующая героине и обличающая газетных лицемеров, родительские комитеты, воинствующих феминисток и генеральную линию. Но постепенно на тихую гладь мерного повествования всплывают странные предметы. Сперва появляется необычный календарь, на котором серебряными и золотыми звездами помечены особо «важные дни». Затем выясняется, что особо «важными» названы ничего не значащие разговоры, случайные встречи в кафе, мимолетные обмены любезностями -- одним словом, любые пустяковые знаки внимания со стороны героини по отношению к рассказчице. Насторожившись, заново проглядываешь предыдущие главы «Хроники», чтобы окончательно убедиться: если это и история любви, то вовсе не той скандальной интрижки, что заявлена на первых страницах. Постепенно читатель из расслабленного зеваки переквалифицируется в придирчивого следователя. Понимание того, что рассказчик обманывает и на ходу придумывает свою версию событий, заставляет выискивать в сбивчивом потоке признаний, обид и откровений крупицы объективной информации, ловить автора на нестыковках и ожидать неминуемых оговорок. В результате самостоятельно реконструируешь картину патологической, вытесненной и почти клинической страсти одной женщины к другой. Заканчиваются «Хроники» вздохом облегчения: «Теперь она знает, что ей без меня далеко не уйти». Похоже на фаулзовского «Коллекционера», но ученик в этом случае оказался изобретательнее учителя по части крючков и наживки.

Алан Холлингхерст. Линия красоты. М.: РОСМЭН, 2005

За расхожим британским сюжетом, где образованный плебей поселяется приживалой в доме скучающего аристократа (привет Ивлину Во и Хартли), таится самый вызывающий и откровенный памятник эпохе тэтчеризма. Если Тим Лотт в своем «Штормовом предупреждении» вынес социальный приговор 80-м, то Холлинг Херст рассматривает британское общество тех времен через призму декадансной эстетики и лукавой этики. Нелепые 80-е -- с их кичливой модой, безвкусным диско, жесткими наркотиками и однополой любовью -- бросают вызов буржуазной морали. Герой -- эстет, гей и умница -- проходит все круги ада в отношениях со своими высокопоставленными покровителями, поднимается в самые высокие сферы английского истеблишмента и спускается в самые живописные подвалы английской богемы. При всем сопутствующем эпатаже и громко заявленной «нетрадиционной ориентации» этой прозы роман получился нежным и ностальгическим: семьсот страниц в поисках утраченного времени и упущенных возможностей.
Наталья БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.12.2005
«Привет семье» как альтернатива «Кинг Конгу»
Под Рождество в родительский дом съезжается многочисленное потомство четы Стоун (Крейг Т. Нельсон и Дайана Китон). По всему видно, что Стоуны провели бурную молодость и не сильно беспокоились о таких пустяках, как планирование семьи и контрацепция, -- отпрысков много, и все -- одного поля ягода: сексапильная, но при том парадоксально неудачливая в личной жизни Эми (Рашель Макадамс); вечно обкуренный Бен (Люк Уилсон); перманентно беременная Сюзанна (Элизабет Ризер), которая на вопрос «А где же, милочка, твой муж?», резонно интересуется: «Какой такой муж?»; глухой Тэд (Тайрон Джиордано), который по традиции приехал в родные пенаты с чернокожим сожителем, с которым они дожидаются разрешения на усыновление ребенка. В общем, дети «детей цветов» во всей красе. На этом живописном фоне любимый сын Эверетт (Дермот Малруни) кажется почти что парией: он вполне устроен в жизни и в самом скором времени собирается жениться на обычной девушке. Свою невесту Мередит (Сара Джессика Паркер) Эверетт приводит в дом впервые, и она -- такая правильная, собранная, целеустремленная, ковыляющая по заснеженным тропинкам на дорогущих шпильках, -- сразу же пришлась не ко двору. Отпустила несколько неудачных комплиментов, положила в свое фирменное рождественское блюдо запрещенные из-за маминой аллергии грибы, а знакомясь с глухим братом Тэдом, не нашла ничего лучше, как прощебетать: «Очень приятно! Я так много о вас... слышала!» Неудивительно, что на нее смотрят косо, а во время традиционной игры в шарады язвительная Эмми вынуждает Мередит изобразить название фильма Франсуа Трюффо «Невеста была в черном» (тот, кто видел этот фильм, понимает, насколько оскорбительно такое задание для барышни, собирающейся под венец). В отчаянной попытке спасти положение Мередит вызывает на подмогу свою младшую сестру Джулию (Клер Дейнс), но когда та в прямом смысле слова вываливается из автобуса под ноги встречающим, ситуация становится еще более запутанной и двусмысленной. Так что если после прошлого Рождества уборка в доме Стоунов затянулась до февраля, то нынче она грозит закончиться в лучшем случае к Пасхе. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.12.2005
Аркадий Володось дал первый сольный концерт в Москве
Если попросить европейского меломана назвать трех самых известных русских пианистов современности, то почти наверняка в эту тройку войдут -- в любой последовательности -- Михаил Плетнев, Евгений Кисин и Аркадий Володось... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.12.2005
Сергей Хачатуров
Современное искусство заботится о дорогом имидже
В Музее архитектуры открылась выставка двух архитекторов, Петера Швегера и Сергея Чобана, победителей конкурса проектов воздвижения на участке №13 московского делового центра «Москва-Сити» нового административного здания... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.12.2005
Новые книги. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  13.12.2005
На прошлой неделе в Англии прошла мировая премьера экранизации знаменитой книги Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» -- "Лев, Колдунья и платяной шкаф" (режиссер Эндрю Адамсон, соавтор популярных «Шреков»)... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика