N°209
10 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫЙ ПЛАН
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.11.2005
Правила деления
Как свести концы с концами среднему российскому региону

версия для печати
Межбюджетные отношения, т.е. финансовое взаимодействие между различными уровнями власти (федеральным, региональным и муниципальным), традиционно являются одной из самых сложных и запутанных проблем государства. Механизмы этих взаимоотношений постоянно трансформируются: меняются ставки налогов, их распределение между уровнями бюджетной системы, объемы помощи федерального центра и т.д. Сегодня к тому же все это накладывается на формирование в стране новой системы местного самоуправления.

Чтобы понять, как сейчас строятся финансовые взаимоотношения между уровнями власти, достаточно рассмотреть типичный "среднестатистический" российский регион -- без сырьевых доходов и металлургических гигантов, но и не относящийся к числу депрессивных. Газета "Время новостей" решила исследовать проблему на примере Владимирской области.

Что касается областного бюджета, то он в целом наполняется собственными силами. Так, по прогнозам на следующий год, объем собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области составит 13,03% валового регионального продукта (ВРП). При этом предполагаемый объем финансовой помощи из федерального бюджета составляет 2,08% ВРП (правда, в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета-2006 эта цифра может быть скорректирована).

Таким образом, финансовая помощь центра более чем в шесть раз меньше собственных доходов региона. Но при этом нужно еще учесть, что область в свою очередь помогает своим муниципальным образованиям. Объем налоговых и неналоговых доходов, закрепленных Бюджетным кодексом за областным бюджетом, должен составить 9,16% ВРП, за местными бюджетами -- всего 3,87%. Этих средств муниципалитетам, естественно, не хватает. Поэтому объем одной только финансовой помощи области местным бюджетам должен составить 2,23% ВРП -- больше, чем ей дает Москва. Сам региональный бюджет, таким образом, работает практически «на внутренних резервах».

Существенным элементом поддержки со стороны федерального центра является помощь в реализации конкретных программ и проектов. Наиболее заметная из таких программ -- инвестиционный проект «Восстановление исторического цента Владимира». Владимирская область с ее историческими жемчужинами (помимо самого областного центра это Суздаль, Муром, Юрьев-Польский и др.) традиционно является одним из центров внутреннего и въездного туризма. Чтобы повысить роль этой отрасли в экономике, требуется сформировать соответствующую инфраструктуру: начиная от пешеходных зон и заканчивая площадками под строительство современных отелей. А уже на основе этой инфраструктуры, по замыслу областных властей, должен строиться частный туристический бизнес: гостиницы, рестораны, индустрия развлечений и т.п. Это позволило бы серьезно ускорить рост экономики региона.

Минувшим летом проект подпрограммы «Сохранение и развитие исторического центра города Владимира» был утвержден в правительстве России. Общая стоимость проекта оценивается в 3,77 млрд руб. Однако доля федерального центра составляет 608 млн, т.е. около 16% ( при том, что правительство постоянно сетует на недостаток инвестиционных проектов). Все остальное -- вложения областного и городского бюджетов и частные инвестиции.

Однако самое тонкое место в межбюджетных отношениях региона -- взаимодействие не с федеральным центром, а с муниципалитетами. Даже при ныне существующих границах муниципальных образований территорий-доноров во Владимирской области только три. Это крупнейшие города -- Владимир, Муром и Ковров. После проведения новых границ и резкого увеличения числа муниципальных образований (до 127) ситуация вряд ли сильно изменится. Т.е. абсолютное большинство муниципалитетов останутся дотационными.

Как уже указывалось, на поддержку местных бюджетов область направляет весьма значительную долю своих доходов. Однако это порождает другую серьезную проблему -- «иждивенческие настроения», существующие практически повсеместно не только в отношениях региональных и местных властей, но также между центром и субъектами федерации. Местные власти лишаются стимулов к развитию собственной экономики и наращиванию доходной базы бюджетов. Сильные муниципалитеты -- потому, что значительная часть доходов будет перераспределена в пользу слабых. Слабые -- потому, что их все равно поддержат.

Чтобы хоть как-то «сгладить» это противоречие, областная администрация создает специальные финансовые механизмы, например фонд муниципального развития. Он обеспечивает долевое участие областного бюджета в финансировании наиболее важных инвестиционных проектов муниципального значения. Это стимулирует органы местного самоуправления к инициативному поведению -- формированию собственных программ развития.

Впрочем, полностью проблему «иждивенческих настроений» это не решает. Нередко избранные муниципальные власти открыто игнорируют проблемы развития своих территорий. Как анекдот вспоминают во Владимире случай, когда на заседании коллегии областной администрации глава одного из районов посетовал, что ставки земельного налога у него в четыре раза ниже, чем у соседа. Главный финансист областной администрации не удержался и ехидно напомнил районному голове, что еще год назад трижды рассказывал об изменениях в Налоговом кодексе, согласно которым установление ставок данного налога -- его прерогатива, поскольку утверждают их местные советы.

Но это сегодняшняя ситуация. С ростом числа муниципальных образований, обусловленным муниципальной реформой, дефицит грамотных кадров еще более обострится.

В целом же 2006 бюджетный год будет для области одним из самых сложных. По словам губернатора Николая Виноградова, "руководству области и местным администрациям придется приложить все силы, чтобы улучшить финансовые показатели". Выходом из положения глава региона считает привлечение капиталов. Область пытается создавать инвесторам приемлемые условия -- строительство крупного производства «с нуля», со всеми согласованиями, подведением коммуникаций и т.п. здесь порой укладывается в один год.
Андрей МАТВЕЕВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  10.11.2005
АР
У России может появиться вероятный противник
Есть как минимум один день в году, когда президент Владимир Путин в полной мере выступает в своей второй значимой ипостаси -- Верховного главнокомандующего. Вчера он продемонстрировал это в очередной раз, выступив в Министерстве обороны на очередном сборе руководящего состава вооруженных сил страны... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  10.11.2005
Глава Высшего арбитражного суда предложил доктрину "налогового террора"
Что такое налоговая политика государства, все еще неясно -- после восьми лет налоговых реформ и несмотря на почти еженедельно проводимые «круглые столы», семинары и брифинги... >>
  • //  10.11.2005
Как свести концы с концами среднему российскому региону
Межбюджетные отношения, т.е. финансовое взаимодействие между различными уровнями власти (федеральным, региональным и муниципальным), традиционно являются одной из самых сложных и запутанных проблем государства. Механизмы этих взаимоотношений постоянно трансформируются... >>
  • //  10.11.2005
Первый на Дальнем Востоке полигон по утилизации высокотоксичных отходов хотят построить в самом грязном городе региона
Вопрос создания в Хабаровском крае полигона по захоронению ядовитых отходов промышленного производства решается уже почти год. Разработан проект, определена примерная смета строительства. Основная проблема -- место, где будет возводиться потенциально опасное сооружение... >>
  • //  10.11.2005
Кирилл Каллиников
Министры Зурабов и Кудрин отчитались депутатам об успехах монетизации
Еще в начале года не только думская оппозиция, но даже некоторые единороссы (в том числе первый вице-спикер Любовь Слиска) на волне массовых протестов требовали отставки министров, придумавших монетизацию льгот... >>
  • //  10.11.2005
Министерство образования пытается сократить издержки изобретателей
С надеждой найти новые внебюджетные источники финансирования для развития сферы инновационных технологий не расстается Министерство образования и науки... >>
  • //  10.11.2005
Дума подарила новые права Общественной палате и казачеству
Госдума вчера продолжала укреплять российскую государственность, наделив с этой целью новыми полномочиями казачество и Общественную палату... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика