N°197
24 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.10.2005
Виктор Васенин
На узкой дороге
Ценовые войны и перепроизводство могут изменить расклад сил в мировой автоиндустрии

версия для печати
Компания PricewaterhouseCoopers опубликовала «Глобальный автомобильный финансовый обзор». Выводы оказались неутешительными: будущее мировой автомобильной промышленности его составители считают «неопределенным» и не исключают вероятности существенной перестановки сил в отрасли в ближайшее время. Впрочем, конкретных прогнозов этой перестановки в отчете нет.

Основной проблемой мирового автопрома в 2005 году, согласно обзору, остается перепроизводство. Причем его серьезно усугубляют повышенная конкуренция, необходимость значительных капиталовложений, усилившееся давление со стороны регуляторов отрасли, дефляция в ценовом пространстве, невысокие прибыли, рост цен на сырье. Общую динамику в индустрии определяет затяжная глобальная ценовая война, инициированная отраслевыми лидерами, которая существенно изменила ситуацию на автомобильном рынке и крайне отрицательно повлияла на прибыль его участников. Причина этой войны -- повышенная конкуренция, толкающая большинство значимых игроков на захват новых рынков, изучение новых сегментов и разработку новых технологий с целью стимулировать рост. Вместе с тем новые рынки не всегда готовы к тому, чтобы принять внешних игроков и оправдать их расходы.

К тому же наиболее перспективные с точки потребления рынки -- Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион -- выдвигают и собственных игроков. Однако, по мнению экспертов, этот регион благодаря традиционно привлекательным для инвестора факторам (дешевая рабочая сила, высокий общий уровень развития экономики, перспектива сбыта) дает крупным компаниям возможность успешно внедриться.

Экономический рост в развивающихся странах аналитики PwC рассматривают как одну из позитивных тенденций развития автомобильной отрасли. Благоприятными для этого развития они видят и рост населения в отдельных регионах, и всплеск достижений в области разработки новых продуктов и развития новых сегментов. Но эти достижения связаны во многом с увеличением инвестиций в это направление. Производители вложили в исследования и разработки по итогам прошлого года, по данным PwC, 3,24--5,26% от выручки. Больше всего средств в НИОКР приходится на долю Honda Motors Co., BMW Group и Renault SA.

Рентабельность компаний-автопроизводителей, по информации PwC, в 2004 году составила от 11,83 до 53,47%. Выручка от реализации варьировалась у 15 крупнейших производителей от 14,7 тыс. до 102,9 тыс. долл. за автомобиль. Средний показатель по отрасли -- 28,3 тыс. долл. Выше него были усредненные результаты Porsche AG, BMW Group, DaimlerChrysler AG, Nissan Motor Co и Mazda Motor Co.

Для России средний показатель затрат на автомобиль значительно ниже мирового: примерно 7 тыс. долл. для «родного» авто и до 20 тыс. долл. на импортную машину. Впрочем, PricewaterhouseCoopers не конкретизирует свой анализ в отношении России, и газета «Время новостей» попыталась узнать мнения других экспертов отрасли.

В целом картина получилась следующей. В минувшем году автомобильный рынок России демонстрировал достаточно высокие показатели. По сравнению с предыдущим годом продажи выросли более чем на треть и достигли почти 18 млрд долл. При этом количество новых иномарок, проданных в России, составило практически половину от общего объема рынка. Любопытно, что достаточно высок интерес к автомобилям премиум-класса. В то же время россияне предпочитают традиционным отечественным моделям недорогие новые иномарки благодаря приемлемому качеству при более низкой, чем на российские модели, цене. Но российским компаниям сложнее регулировать цену из-за высокой внутренней инфляции и роста цен на сырье и комплектующие. Поэтому удерживаться на конкурентоспособном уровне и сохранять свои позиции в отрасли «традиционному» российскому автопрому становится все сложнее.

Вместе с тем в России все активнее работают сборочные производства лидеров мировой автоиндустрии. Вероятно, эта тенденция будет развиваться, а создание сборочных производств фактически сублимирует российский автопром, считает Ирина Ложкина из ИГ «Проспект».

Отечественный автомобильный рынок в среднесрочной перспективе продолжит расти как по объему продаж, так и по доходам. По сравнению с мировым он еще далек от насыщения, но благодаря улучшению уровня благосостояния россиян за последние годы можно ожидать его расширения. Эксперты полагают, что в ближайшие годы основной ценовой сегмент покупаемых автомобилей будет тем же, что и в прошедшем году: от 8--9 до 16--20 тыс. долл. за машину.

Наблюдатели не исключают, что местные площадки могут быть использованы мировыми автопроизводителями и для сборки экспортных вариантов некоторых моделей. Кроме того, ожидается приток на российский рынок китайского автопрома как в виде готового экспорта, так и в создании совместных производств. По мнению Вячеслава Жабина из «Брокеркредитсервиса», наша страна остается как раз одним из тех участков рынка, который обещает немалые перспективы расширения. И зарубежные компании еще поборются за российского покупателя.
Анна ЛАНДЕР


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.10.2005
"Газпром" стал владельцем «Сибнефти»
Сделка по приобретению 72,66% акций «Сибнефти» группой «Газпром» завершилась. Как сообщила в пятницу пресс-служба газового концерна, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 года соответствующий пакет был переведен аффилированными структурами Millhouse Capital компании Gazprom Finance B.V... >>
  • //  24.10.2005
Из интервью председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера центральным телеканалам в пятницу... >>
  • //  24.10.2005
Виктор Васенин
Ценовые войны и перепроизводство могут изменить расклад сил в мировой автоиндустрии
Компания PricewaterhouseCoopers опубликовала «Глобальный автомобильный финансовый обзор». Выводы оказались неутешительными: будущее мировой автомобильной промышленности его составители считают «неопределенным» и не исключают вероятности существенной перестановки сил в отрасли в ближайшее время... >>
  • //  24.10.2005
AP
Группа открывает дочерний банк в России
Посетивший на днях Москву глава Morgan Stanley Джон Мак на встрече с журналистами назвал созданную российскую «дочку» инвестиционного банка национальной компанией с международными связями... >>
  • //  24.10.2005
Еще один западный страховщик начинает работать в России
Западные компании проявляют все больший интерес к российскому рынку страхования жизни. 18 октября в Москве зарегистрировал свою «дочку» крупнейший британский страховщик жизни Aviva... >>
  • //  24.10.2005
АР
Pernod Ricard хочет продать Dunkin' Donuts
Популярная американская сеть кондитерских Dunkin' Donuts в ближайшее время будет продана двум крупным инвестиционным консорциумам. Производство пончиков больше не входит в перечень приоритетных направлений бизнеса французского производителя алкогольной продукции Pernod Ricard... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика